Когда воображение ничего не даёт

Якорный сигнал

При решении математических и научных задач исследователи нередко используют самые тонкие и незаметные зацепки — лишь бы за что-то ухватиться — и строят на них свои поиски. Можно ли подобное сказать о решении наших обыденных проблем? В качестве любопытного примера рассмотрим задачу постановки лодки на якорь.

«Синектика», хорошо известный способ группового решения творческих задач, в котором особое внимание уделяется образности мышления, умению сопоставлять и находить аналогии. Синектика, один из вариантов взрывного мышления, может быть весьма плодотворным методом, приводящим к самым неожиданным взаимосвязям и творческим решениям.

Использование метафор и аналогий не может заменить поисков скрытой логики. Несмотря на всю потенциальную мощь, основанный на воображении мозговой штурм иногда слишком соответствует словам шекспировского Макбета — «всего лишь шумная, пустая пьеса».

Когда же воображение «промахивается» мимо цели? Когда в поисках подсказок пренебрегает внимательным отношением к фундаментальной логике ситуации.

Якорный сигнал

Когда лодка причаливает и бросает на ночь якорь, подводные течения, бывает, волокут его по дну, возникает опасность наскочить на скалы или сесть на мель. Обычно эта проблема решается путем постоянного наблюдения за лодкой. Для команды это большая головная боль, потому что каждый член экипажа к этому времени сильно устает. Было бы хорошо придумать какой-нибудь сигнал, который оповещал бы о том, что якорь потащило по дну. Тогда экипаж мог бы нормально выспаться, а вставал бы лишь в случае необходимости.

Как обычно, читателю предоставляется право поломать голову над этой проблемой до того, как он узнает вариант решения.

Итак, приступаем к решению проблемы якорного сигнала. Прошел энергичный мозговой штурм и обмен идеями в синектическом стиле. В результате появился целый ряд предложений, причём каждое из них является плодом развитого воображения.

Чтобы раздался сигнал, устройство должно «знать», что корабль сносит течением. А чтобы понять, что корабль пришел в движение, у сигнала должна быть внешняя точка отсчета, расположенная вне корабля. Что можно использовать в качестве такой отметки? Не берег, поскольку для привязки к нему на таком расстоянии потребуется радар, прибор для автоматического определения координат или еще что-нибудь не менее экзотическое. Значит, маркером должно быть что- то близкое — скажем, дно под лодкой. Как сигналу определить положение дна? За счет какой-нибудь физической связи с ним, например, того же якоря.

Такие рассуждения приводят нас к идее «сигнального якоря», которая состояла в том, чтобы перекинуть за борт второй, облегченный якорь, оставив канат в слегка провисшем положении и привязав его к чему-то, что издает сильный шум, например, связке консервных банок. И когда течение потащит основной якорь по дну, натянется канат сигнального якоря, банки загремят и команда проснется.

Не будучи яхтсменом, трудно сказать, насколько практична такая идея. Тем не менее, это шаг в верном направлении. Суть заключается в том, что даже самое раскованное воображение может оказаться бесплодным в поисках ключа. Оно может пройти мимо определяющих условий постановки проблемы и оставить их без внимания. На первоначальном этапе многие проходят мимо важнейшего момента: чтобы зафиксировать движение якоря по дну, на сигнальное устройство должна поступить информация от неподвижной точки отсчета.

Михаил Алексеевич

Давайте это обсудим? Перейти в форум

VN:F [1.9.20_1166]
Рейтинг: 0 (из 0 оценок)
Категория материала: Психология

Оставьте комментарий

Комментировать
*
© 2011-2017 Stimulas.ru — мотивация и развитие личности. Копирование разрешено только с активной ссылкой.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов