Каждый человек, сознательно или нет, выражает свое отношение к жизни. Она может рассматриваться как безрадостное существование, рутина, как испытание, трудная работа («Жизнь прожить – не поле перейти»), как способ самоутверждения, самореализации («Жизнь есть то, что я хочу и могу»).
Первые две позиции – это пессимизм. Третья ассоциируется с позитивным, оптимистическим мироощущением, но очень часто только в начале жизненного пути. Человек мечтает, строит грандиозные планы, замахивается на великие цели, но все происходит не так, как задумано. И появляется разочарование, обида, апатия.
А что если пробовать отнестись к жизни как игре? Психологи считают такую жизненную стратегию эффективной и естественной. Почему?
Нам приходиться надевать маски, играть в театре жизни постоянно, даже если мы этого не осознаем. Мы ведем себя по-разному дома и на работе, с друзьями и малознакомыми людьми, со своими родителями и детьми. Мы подыгрываем политикам и церкви, близким и любимым, играем в «кошки-мышки» с государством и работодателями.
Одни роли нас захватывают целиком, мы упиваемся ими (например, роль мамы или строгого начальника). Другие образы нам неприятны, а, возможно, и отвратительны, но иногда приходится вживаться и в них (трус, подхалим, униженный и оскорбленный).
Так уж если никуда не деться от игры, не лучше ли играть сознательно и с удовольствием? Ведь все любят кино, а многие и театр. Эти виды искусства наиболее приближены к жизни. Причем можно играть в чужих спектаклях (подчиняться обстоятельствам, чужой воле, общественным стереотипам), а можно стать режиссером своей жизни и выбирать «актеров», участвующих в вашем спектакле.
Что нам мешает жить играя?
- Косность, жесткое отождествление себя с какой-то ролью. Например, «Я учитель» (и дома, к сожалению, тоже). «Я начальник» (не могу представить себя без портфеля). «Я неудачник» (часто человеку так удобно, ибо оправдывает его неспособность самому писать картину своей жизни).
- «Я хочу всегда оставаться самим собой!» Похвальное стремление, если это не тупое упрямство или нежелание считаться с тем, что мы живем среди людей. Все равно придется быть разным, презентовать разные грани своей личности.
- Нас почти не учат творить, создавать новое, импровизировать. Нас учат быть послушным ребенком, хорошим учеником, примерным мужем (женой), исполнительным сотрудником. А в жизни приходится «творить»: быть разным, гибким, умеющим приспособиться к ситуации.
Каковы преимущества отношения к жизни как к игре?
- Такая позиция – это наш свободный выбор. Выбираем то, что хотим, играем в то, во что умеем.
- Игра – это азарт, увлеченность, желание действовать. Игра – это возможность получить признание, похвалу, материальную награду.
- Такое отношение к жизни формирует умение ставить четкие цели, разрабатывать план действий, просчитывать возможные ходы вперед (как, например, в шахматах).
- Такая стратегия освобождает от страха перед трудностями, неудачами, недостигнутым результатом, поражением.
- Такая позиция позволяет сохранить психологическое здоровье, избежать обид, стрессов, депрессии.
- Игра – это возможность превратить однообразное, скучное существование в жизнь, наполненную событиями, достижениями, удовольствием.
Любая игра предполагает поражение или победу. И человек готов к этому, понимая, что этот проигрыш – неудача временная, следующая партия будет удачной.
Вам понравилась девушка, но она не ответила взаимностью, то есть вы проиграли. Отнеситесь к этому спокойно. В следующем акте спектакля с большой долей вероятности вы станете главным героем. Но вы, конечно же, можете поиграть в несчастную любовь и страдать всю свою жизнь. Выбор за вами.
Ваша цель – определенная должность в компании, но на нее назначили другого. Вы можете обидеться, разувериться в своих возможностях, опустить руки. А можете продолжать жить, зная, что трудности и неудачи – это ступени на пути к успеху, и понимая, что победы у вас еще впереди.
Но если вам постоянно не везет, вы проигрываете, не можете достигнуть намеченных целей, значит, это не ваша игра. Перестаньте в ней участвовать, найдите для себя другую игру.
Игры без правил не бывает. Есть они и в жизни: юридические законы, нормы морали, правила внутреннего распорядка, корпоративной культуры.
Вы хотите быть законопослушным гражданином, а можете нарушать законы и прятаться от правосудия. Вы следуете обычаям, традициям или сознательно нарушаете старые и создаете новые. Вы можете занимать активную жизненную позицию или жить по принципу «Моя хата с краю».
Игры привлекают людей не только возможностью получить желаемый результат, но и самим процессом игры. И если вы также будете относиться к жизни, то она станет не такой сложной, более увлекательной, успешной, приносящей радость и удовольствие. Дерзайте, творите и будете счастливы.
А как думаете Вы? Перейти в форум
«Но если вам постоянно не везет, вы проигрываете, не можете достигнуть намеченных целей, значит, это не ваша игра. Перестаньте в ней участвовать, найдите для себя другую игру.»
Подождите… Как же так?! Ведь Игра = Жизнь?! «Найдите для себя другую игру» — ни фига себе..
Алекс, все не так фатально
Просто примерьте другую маску. Смените Игру (в этой жизни)!
Отличная статья, спасибо автору! Все верно, особенно про то что нужно творить, придумывать — это здорово!
Все люди носят маски, причем некоторые осознают это, а многие надевают их в разных ситуациях бессознательно. Но вот «играют в жизнь» немногие. Это действительно интересная позиция, гораздо лучше так, чем серьезно «упираться рогом», как ведет себя большинство.
Дмитрий +1
И от меня Дмитрию + И автору тоже + К автору у меня есть вопрос, очень хочется, если можно получить ответ. Вот я например боюсь главных ролей в жизни, мне не нравится повышенное внимание. Когда окончу институт, мечтаю стать отличным сотрудником-исполнителем, но ни в коем случае не начальником. Не подумайте, что я боюсь ответственности. Не боюсь. Просто терпеть не могу быть на виду, не могу навязывать свою волю другим людям, а это предполагается, если ты — руководитель. Что это во мне — комплекс, черта характера, особенность воспитания? Мой отец — большой человек, известный в мире музыки. Мне иногда так хочется. чтобы он стал домашним, чтоб он мог отдыхать, читать любимые книжки, быть со мной и с моим братом почаще. Мамы у нас давно нет, мы ее не помним. Вот интересно — на этом сайте я как дома, могу обо всем говорить:) И round уже мне настоящий друг. Можно так считать, round?
Ульяна, конечно, можно! И, да простят меня все гости нашего сайта, Вы здесь — Человек №1!
Алексу ответил round. Надо играть в свою игру. Если более философски, то искать свое предназначение. Что подходит одному, совершенно не годится для другого. Что русскому хорошо, то немцу смерть.
Дмитрий попал в десятку:Чего «упираться рогом»?
Ульяне: Желание человека — закон. Оставаться собой — вот путь к гармонии и счастью. Ваше «боюсь главных ролей, не нравится повышенное внимание, мечтаю стать отличным сотрудником-исполнителем» — это выбор определенной роли, т.е. вы готовы играть в театре жизни. А в любом театре основная масса актеров играет не главные роли. И в этом нет ничего плохого! Это не комплекс! Это ваш сознательный выбор. И вы молодец, что не стесняетесь говорить о том, что не стремитесь хватать звезд с неба. Чаще как раз с комплексами те, кто не может, но пыхтит и лезет выше. Главное в жизни — «тихое согласие с самим собой» (Ю.Бондарев)
Галина Николаевна, разрешите Вас поблагодарить за интересную статью, и мудрый комментарий!
Спасибо, Галина Николаевна, спасибо round! Галина Николаевна, теперь я жду ваших новых статей, как и рассказов Алисы Вереск — с таким же нетерпением!
Весь мир — театр.
В нём женщины, мужчины — все актёры.
У них свои есть выходы, уходы,
И каждый не одну играет роль.
Семь действий в пьесе той.
Сперва младенец,
Ревущий громко на руках у мамки…
Потом плаксивый школьник с книжкой сумкой,
С лицом румяным, нехотя, улиткой
Ползущий в школу.
А затем любовник,
Вздыхающий, как печь, с балладой грустной
В честь брови милой.
А затем солдат,
Чья речь всегда проклятьями полна,
Обросший бородой,
как леопард,
Ревнивый к чести, забияка в ссоре,
Готовый славу бренную искать
Хоть в пушечном жерле.
Затем судья С брюшком округлым, где каплун запрятан,
Со строгим взором, стриженой бородкой,
Шаблонных правил и сентенций кладезь, —
Так он играет роль.
Шестой же возраст —
Уж это будет тощий Панталоне,
В очках, в туфлях, у пояса — кошель,
В штанах, что с юности берёг, широких
Для ног иссохших; мужественный голос
Сменяется опять дискантом детским:
Пищит, как флейта…
А последний акт,
Конец всей этой странной, сложной пьесы —
Второе детство, полузабытье:
Без глаз, без чувств, без вкуса, без всего