Главная черта успешного предпринимателя – умение мотивировать сотрудников. Но иногда, чтобы поднять уровень мотивации трудового коллектива, недостаточно только денежного вознаграждения.
Принципы нефинансовой мотивации персонала:
1) Не забывайте хватить сотрудников.
Усердный труд любого человека должен быть оценен по достоинству. Самое меньшее, что вы можете предложить вашим работникам – похвала. Когда она звучит из уст руководителя – это особенно приятно и ценно. Хороший начальник должен отмечать любое положительное изменение в работе команды. Сначала вы научитесь хвалить персонал в индивидуальном порядке, а потом стоит начать делать это на публике. Это послужит дополнительной мотивацией для других работников.
2) Удалите из коллектива менеджеров.
Это может показаться странным, но коллектив без руководителя может работать гораздо эффективнее. Люди будут ощущать командный дух и ответственность. Работая под началом одного человека, команда часто боится подвести лидера. Но наибольший страх вызывает недовольство членов команды. В коллективном труде больше результативности. Сотрудники начинают приходить раньше на работу, уделять важным задачам больше времени.
3) Расскажите о своих идеях.
Люди не любят навязчивых указаний и советов. Направьте диалог с работником в другое русло. Подайте свою идею так, чтобы сотрудник почувствовал свою причастность к ней, словно это была его идея. Тогда ваши указания трансформируются в полезные рекомендации.
4) Забудьте об исправлении ошибок и критике.
Мало, кто хотел бы услышать о том, что допускает ошибки в работе. Мы, конечно, все не без греха, но критика не помогает мотивировать людей. Попробуйте косвенное воздействие на сотрудников. Предложите им совершенствовать свои навыки, учиться новому и признавать, допущенные в делах, промахи самостоятельно.
Задавайте работникам правильные вопросы. Например, «Был ли выбранный подход верным?» или «Есть ли другие пути решения задачи?». Иногда постановка правильного вопроса – это уже половина ответа. Вы сможете построить конструктивный диалог и найти решение, а не очередного виноватого человека.
5) Пусть каждый побудет в роли лидера.
Найдите сильные стороны у лучших работников и обязательно укажите, что они – примеры для подражания. Поставьте планку выше и сможете мотивировать персонал соответствовать репутации лидера. Пусть каждый член команды попробует себя в новой роли. Это может выявить неожиданные таланты и ценные навыки у работников.
6) Приглашайте сотрудников на обед.
Не переставайте удивлять свою команду! Раз в неделю приглашайте одного из сотрудников на обед. Не стоит объявлять об этом заранее и публично, сделайте человеку приятный сюрприз. Он поймет, что вы оценили его трудовой вклад, почувствует себя увереннее.
Это простой способ выразить свое отношение к членам команды. Однако не стоит злоупотреблять таким ритуалом. Приглашайте людей не часто и только достойных работников, иначе в коллективе могут решить, что вы нашли себе «любимчика».
7) Не забывайте о признании и наградах.
Выразить признательность за трудовые достижения можно по-разному. Например, перечислить основные достижения сотрудников на публичном собрании. Устройте соревнования, а их результаты повесьте на доске почета. В качестве награды можно использовать небольшие поощрения материального характера, не особенно уменьшающие бюджет компании. Это могут быть памятные сувениры или подарочные сертификаты.
8) Организуйте корпоративный праздник.
Известно, что совместно проведенное время сотрудников компании, помогает укрепить трудовые отношения. Поводы для проведения мероприятия могут быть любыми: от пикника на природе до дня рождения одного из работников. Важно правильно организовать общение в неформальной обстановке. Не стоит ожидать серьезных поводов для вечеринки и ждать праздников, чтобы сотрудники ощутили себя командой единомышленников.
9) Поддерживайте сотрудников в любых обстоятельствах.
Если дела компании идут хорошо, то это стоит отметить всем коллективом. Выразите благодарность людям за упорный ежедневный труд и вашу готовность поощрять лучших сотрудников.
Бывают случаи, когда компания переживает не лучшее время. Не стоит утаивать такую информацию от работников. Честно поведайте им о реальном состоянии дел. Хорошая команда в ответ продемонстрирует поддержку и признательность за доверие.
10) Интересуйтесь людьми.
Хороший руководитель замечает не только успехи или неудачи в работе своей команды. Он знает сильные и слабые черты каждого сотрудника, умеет чувствовать настроение команды и сможет в нужный момент оказать поддержку. Интересуйтесь радостями и горестями в личной жизни своих подчиненных. Они не должны чувствовать себя роботами, выполняющими ежедневно рутинную работу. Дайте им почувствовать себя живыми и интересными, тогда вы получите от них большую отдачу в работе.