Умение думать не по правилам и создавать новые идеи важно не только для людей творческих специальностей. Креативное мышление и способность видеть привычные факты в новом свете ценятся в любой профессии. В повседневной жизни эти качества также важны. Но что делать тем, кто не обладает способностью мыслить нестандартно? Оказывается, нестандартное мышление можно и даже нужно развивать.
Когда-то все были детьми, способными придумывать новые миры, фантазировать, сочинять истории и находить десятки способов применения обычным предметам. Вспомнив себя ребенком, можно снова научиться позитивно относиться к жизни, быть смелее. В отличие от взрослых дети верят в свои силы. Дети невероятно любопытны. Им всегда интересно знать, что будет, если сделать так или иначе. Они не боятся пробовать и даже не думают о том, что у них что-то не получится. А если все-таки не получилось, они не расстраиваются, а сразу же придумывают что-то новое.
Разнообразные штампы и клише тормозят развитие творческого мышления. Например, дети имеют мало жизненного опыта, они не всегда знают, как принято или как правильно, поэтому они свободны от ограничений, которые есть у взрослого человека. Взрослым людям также следует выйти за эти рамки. Прежде чем делать, необходимо подумать: действительно ли это самый лучший вариант или его можно как-то дополнить. Наша речь связана с мышлением, нужно стараться избегать языковых штампов и расширять словарный запас. В этом поможет следующее упражнение: сначала нужно записать какую-либо мысль теми словами, которые обычно употребляются, а затем перефразировать несколько раз, употребляя синонимы и стараясь не повторять уже использованные выражения.
Отсутствие критического взгляда поможет придумывать оригинальные идеи. Люди слишком часто престают развивать идеи, потому что считают их плохими и не заслуживающими внимания. Избавиться от этой ужасной привычки можно с помощью метода мозговой атаки (мозгового штурма). Принцип этого метода состоит в том, что на этапе генерации идей запрещена любая их оценка. Главное – придумать как можно больше вариантов и записать их. А на втором этапе нужно уже анализировать и оценивать все придуманные идеи, выделять из них наиболее перспективные и интересные.
Можно придумывать новые идеи в компании других людей. Один человек подает мысль, второй развивает ее, третий вносит дополнения – в итоге рождается нечто новое. Хорошо общаться с креативными людьми, читать книги о них и учиться на их примерах. Важно не только отмечать чьи-то интересные мысли, натолкнувшись на чужую идею нужно попробовать что-то улучшить в ней и придумать новое решение.
Для развития нестандартного мышления подойдет задача, которую придумал американский психолог Джо Пол Гилфорд. Нужно загадать какой-нибудь обычный предмет, а затем придумать как можно больше способов его применения. Или потренироваться за игрой «Найди общее»: нужно назвать два произвольных явления или предмета, а затем поискать сходство между ними. Этими упражнениями заниматься лучше не в одиночестве, а в хорошей компании.
Придумать нестандартное решение проблемы мало, нужно еще донести свою мысль до людей. Это станет проще, если четко знать, для чего эта идея нужна, какую проблему она решает и чем может быть полезна окружающим. Большую часть информации люди воспринимают визуально, с помощью зрения, поэтому при подаче информации хорошо использовать визуальные схемы. Чтобы объяснение было больше эффективным, чем эффектным, нужно избегать сложных терминов и специфических слов, а объяснять, что называется, на пальцах. Рассказ об идее лучше начинать с перечислений ее достоинств. Если слушателей сразу впечатлить, то они легко отнесутся к тому, что применение этой идеи потребует от них некоторых усилий. Если идея так и осталась в голове, то ее как будто и не существовало совсем. А если она была услышана и использована другими, то она оставила свой след.
Развивая креативное мышление, находя нестандартные решения, жизнь станет интереснее, разнообразнее и намного проще.
Вита