Этот вопрос наверняка слышала хоть раз в жизни любая современная супружеская пара. Как будто шутливый, он самым коварным образом подрывает всемирный патриархальный домострой, оспаривая способность мужчины выполнять свою главную роль и ставя под сомнение его эволюционную состоятельность.
Как все началось
Трудно представить себе самку орангутанга, закатывающую скандал самцу: дескать, не мужик ты, мало накопал кореньев, дети отца не видят, и вообще на соседнем дереве подружка живет, вот у нее жизнь! Суровый быт и естественный отбор не оставляют им выбора, иначе существование вида будет поставлено под угрозу.
Трудно поверить, что люди когда-то жили по таким же законам. Но человек на то и человек, что не ищет легких путей. Переход от стада к культурным массам, позднее названным «обществом», проходил долго и непросто. Но появление палки-копалки и разговорной речи радикально изменило ход жизни на планете. Возможность обмениваться бесценными мыслями привела к относительно стремительному развитию науки и техники, однако горизонты цивилизации долго оставались недосягаемыми — смертность была катастрофической, и копалку, были случаи, приходилось изобретать по нескольку раз на столетие. Другими словами, встал вопрос об эффективной и бесперебойной передаче знаний потомству. А поскольку мужчина, при всех его достоинствах, к тому времени так и не приобрел способности к деторождению, эта общественно-биологическая функция была окончательно закреплена за женщиной. Ей предстояло заботиться о детях намного тщательнее, чем прежде и, кроме того, создавать и лелеять «семейный очаг». В качестве компенсации за тяжкий труд женщина была освобождена от необходимости ежедневно рисковать жизнью на охоте за саблезубыми тиграми. Такой поворот событий в те далекие годы определил, какими быть мужчинам и женщинам вплоть до сегодняшних дней. А Природа позаботилась о том, чтобы такое разделение ролей закрепилось на физиологическом уровне. Избавившись от необходимости преследовать добычу, женщина приобрела новые качества, необходимые для ведения домашнего хозяйства: развитое периферическое зрение (очевидно, для контроля за тем, что происходит в помещении), чувствительность к невербальной информации (чтобы понимать потребности детей) и еще массу приятных особенностей, но стала физически слабее мужчины. А потому вопрос о том, кто в доме добытчик, больше не поднимался.
Шли века, добыча меняла форму: на смену шкурам и мясу приходили попеременно деньги, драгоценности и даже дворцы. Но попытку оспорить право мужчины называться добытчиком во все времена сочли бы в лучшем случае нелепой. И хотя социальный статус женщин в сравнении с мужским становился все более ограниченным, и те, и другие всегда помнили о своих ОСНОВНЫХ задачах. Так продолжалось до недавних пор.
Итоги эволюции
Все изменилось довольно быстро, а по сравнению с длительностью предшествующего периода, так вообще внезапно. Практически одновременно в разных концах света все мужские привилегии пошли прахом. Западный мир захлебнулся феминистической волной. Женщина заявила, что больше не может оставаться в стороне от мировых проблем, и потребовала равенства. И достаточно быстро доказала, что слово «добытчица» может существовать не только в словаре. Не давая мужчине опомниться, она нанесла ему сокрушительный удар ниже пояса — перетянула на себя роль лидера, а порой и агрессора в сексуальных отношениях. Лишенный монополии на свою главную общественную роль добытчика и главы семейства, мужчина оказывается ограниченным и в своей природной физиологической функции — сексуальной доминанте. Под страхом лишиться работы, денег, а иногда и свободы, он вынужден робко отводить глаза от соблазнительных форм своих сослуживиц и отучаться подавать даме пальто.
Ну, это у них там, на Западе, скажете вы. Поверьте, судьба отечественного мужчины сложилась куда трагичнее. Власть рабочих и крестьян, победоносным смерчем прокатившаяся по одной шестой суши, поставила женщину плечом к плечу с мужчиной не только в правах, но и в каторжных трудовых подвигах, и в буднях войны, и в недостойных бытовых условиях. А всеобщая уравниловка в оплате труда довершила деградацию мужчины как вида. Работал ли товарищ, не покладая рук, или просто присутствовал на рабочем месте, конечный финансовый результат для большинства советских граждан оказывался практически идентичным. Перспектива честным образом заработать на машину или получить квартиру могла до конца жизни так и остаться перспективой. Кроме того, уровень доходов, твердо установленный партией для каждого советского работника, не позволял мужчине самостоятельно прокормить семью.
Подавив в мужчине всякую жилку предприимчивости, власть поставила его в ситуацию, когда от его усилий практически не зависело благосостояние его семьи. В нем убили добытчика, азартного охотника. В результате появилось поколение мужчин, которых уже не прельщала даже формальная сторона лидерства: переходящие красные флажки, почетные грамоты и прочие сомнительные бонусы. Плоды такой принудительной эволюции мы пожинаем сегодня.
И как дальше жить?
К чему же пришел мир после передела сфер влияния между мужчиной и женщиной? С одной стороны, перед нами предстала Женщина как равноправный и полноценный участник всех сфер человеческой деятельности. Женщина занимается бизнесом и спортом, политикой и искусством и не просто достигает в них успеха, но и открывает новые стороны, обусловленные ее, женским, ощущением жизни. Однако, занимая место мужчины, она по-прежнему обладает несравнимой природной привилегией — иметь детей. В каком-то смысле она становится самодостаточной биологической единицей.
С другой стороны — мужчина, получивший пинок с самой неожиданной для него стороны. Он по-прежнему продолжает воевать, соперничать и покорять новые вершины, но не может отрицать тот факт, что на этих вершинах он уже не один.
Пожалуй, можно без преувеличения сказать, что мы живем в эпоху новой, стремительной эволюции отношений между мужчиной и женщиной. Куда более важное значение приобретает умение строить отношения, исходя из особенностей его и ее личности. И кто бы ни пополнял семейный бюджет, основой гармоничной совместной жизни все равно остается необъяснимое и неисчисляемое деньгами единство двух душ и готовность обладателей этих душ постоянно идти навстречу друг другу.