Случалось ли вам, будучи загипнотизированным рекламой, покупать ненужные вещи? Выполнять просьбы, попавшись на крючок лести или излишней доброжелательности? А потакать капризам своих близких?
Скорей всего, да. Всем нам время от времени приходится, сознательно или неосознанно, делать что-то помимо своей воли, плясать под дудку манипулятора.
Манипуляция – это навязывание человеку линии поведения, выгодной другому человеку, но не обманом и угрозой, а более тонкими психологическими приемами. И манипулировать вами могут все: собственный ребенок, близкий или совсем незнакомый человек, коллега или начальник.
Способы манипулирования разнообразны. О них надо знать, чтобы понимать, когда вами пытаются управлять.
Приемы, используемые манипуляторами
Игра на чувствах и слабостях
Комплексы, чувства любви, жалости, долга, страха – отличные зацепки для манипулятора. «Если ты меня любишь, то купишь это милое колечко». «Я из-за тебя отказывала себе во всем, пожертвовала своей личной жизнью, а теперь ты уходишь от меня?!» «Не уйдешь со всеми с урока – побьем!» Этот набор фраз, с помощью которых вас запугивают, шантажируют, взывают к совести, знаком многим.
Сомнение в компетентности
«Что дельного может предложить маменькин сынок?» «Чего ждать от блондинки?» «Вы бы помолчали: еще молоды, да и диплом, наверное, купили».
Критика, дискредитация человека, его личных качеств или профессионализма мало кого может оставить равнодушным.
Обращение к прошлому
Если манипулятор знает о фактах из вашей жизни, об ошибках, промахах, то он с удовольствием этим воспользуется. «Как ему можно доверить такой серьезный проект, если он развелся с женой?» «Ты ведь в школе был троечником, какой из тебя муж?»
Цейнот времени
Для принятия взвешенного решения необходимо время, которого вас лишают. «Бери скорее, товар заканчивается». «Подписывайте скорее, некогда читать – другие тоже хотят поучаствовать».
Рассеивание внимания
Манипулятор умеет отвлекать внимание, умело пользуется жестами, интонацией, переводя разговор на несущественное, демонстрирует расположение и доверие. Продавец может сыпать заготовленными фразами, сообщать ненужные детали, предлагать скидки «только для вас». Все ради того, чтобы усыпить вашу бдительность и создать иллюзию, что вам крупно повезло.
Ссылка на авторитеты или ценности
Врач-стоматолог рекомендует. Настоящий мужчина должен позволить себе это. Кто ж согласится чувствовать себя ненастоящим? «Вы не приобретете это для мамы? Нехорошо, маму надо любить».
А еще можно прибегнуть к лести, потешив ваше самолюбие: «Видно, что у вас хороший вкус, и этот костюм как раз для вас».
Просьбы о помощи
Тут возможны два варианта: я не специалист (варианты: больной, слабый, невезучий). Этот прием хорошо работает, если человек излишне добродетелен, не умеет отказывать. «Ничего не понимаю, почему тарахтит?» «Ой, что-то колонки в табличке пропадают, не посмотришь?»
Другой вариант: ты мне, я тебе. «Помнишь, я тебе в прошлом году посоветовал хорошего доктора? Выручи, поработай недельку за меня, я в Египет слетаю погреться».
Провокация на раздражение, злость, гнев
В эмоционально нестабильном состоянии у человека рассеивается внимание, снижается способность анализировать и принимать обдуманное решение. А это как раз и надо манипулятору. Если же ему не удастся достигнуть цели, он переведет разговор на обсуждение вашей неуравновешенности, неадекватности, привлекая в свидетели окружающих.
Что же делать? Осваивать способы противостояния манипуляции.
- Всегда быть внимательным, чтобы вовремя распознать манипулятора, выявить его скрытый мотив, понять, что от вас хотят. Разоблачите его, и он уже не сможет играть по своим правилам.
- Не будьте слишком доверчивы, не обнажайте свои слабые стороны, чувства. Если есть проблемы с самооценкой, поработайте над этим. Если собеседник и обнаружил вашу «болевую точку», постарайтесь сохранить спокойствие, игнорируйте негативные посылы в ваш адрес.
- Иногда полезно «отключать» эмоции. Уверенно пресекайте попытки навязать вам чувства долга, жалости, вины. Принимайте решение головой, а не идите на поводу у чувств. Если вы на грани срыва, прекратите общение.
- Научитесь отказывать. Имейте свою точку зрения. Вовремя и убедительно сказанное слово «нет» – свидетельство наличия собственной позиции. Не стесняйтесь оставаться собой («Не пью, уговаривать бесполезно». «Ну и что, что модно? Мне это не нравится»).
- Попытайтесь нарушить сценарий действа, созданный манипулятором, который работает по хорошо продуманному плану. А если вы ведете себя нестандартно, не так, как задумано «режиссером», его напор ослабевает.
- Не оправдывайтесь. Оправдывающийся человек очень уязвим. Если вам указывают на грехи, ошибки (а у кого их нет?), то скажите, что это было для вас хорошим уроком и научило многому.
- Особенно назойливых манипуляторов можно вывести из игры их же приемом. «Да, ваша продукция заслуживает внимания. А вот я являюсь представителем компании Аvon, и наша продукция тоже замечательная. Не хотите ли что-нибудь приобрести?»
Трудно представить себе, что манипуляция исчезнет из нашего общения. Лучше быть готовым к встрече с манипулятором, будучи осведомленным о ловушках, в которые можете попасть. Предупрежден, значит вооружен.
Видео: наглядно о том, что такое манипуляция
Фрагмент фильма Джона Карпентера «They live»
http://www.youtube.com/watch?v=iYxRwcANnwg