Общение как необходимый социальный элемент имеет несколько различных уровней. Демонстрация человеком (или несколькими людьми) того или иного уровня общения обусловлена целым комплексом факторов, включая и личностно-психологические, и социальные. Рассмотрим эти уровни подробнее.
1. Уровень мастерства и коммуникативной свободы. Общительность можно считать одной из первичных и наиболее общих черт характера человека. Борис Ананьев, автор психологического учения о человеке, считает, что общительность напрямую зависит от типа высшей нервной деятельности индивида и свойствами его темперамента. Общительность представляет собой выраженную потребность одного индивида в контактах с другими людьми. Интенсивность и степень легкости желаемого общения определяется отсутствием фрустрированности и напряженности.
2. Лидерский уровень. Этого уровня легче всего достичь экстравертам, отлично владеющим основными коммуникативными приемами. Человек, демонстрирующий лидерский уровень общения, — это индивид, уверенный в себе, готовый к постоянному созданию новых контактов и полностью удовлетворенный качеством общения со своими близкими людьми. Смелость, активность и открытость в контактах, отсутствие изначального недоверия к людям – все это черты, характеризующие лидерский коммуникативный уровень. Помимо обладания перечисленными качествами, такой человек может прибегать и к манипулированию, скрытому давлению на других людей, осуществлять различные способы психологического воздействия.
3. Партнерски ориентированный уровень. Он характерен для людей, умеющих работать и взаимодействовать в большом коллективе, способных найти общее, оптимальное для большинства решение той или иной ситуации. Такие люди очень комфортны в общении, им присущи высокий уровень эмпатии, самоконтроль и самодисциплина.
4. Рационально-консервативный уровень общения свойственен закрытым, нонконформным индивидам с низким уровнем эмпатии. Они зачастую мечтательны, погружены в себя и психологически отделены от объектов коммуникативного взаимодействия.
5. Агрессивно-авторитарный уровень общения характерен для людей, не обладающих достаточной гибкостью в применении способов влияния. Для них чаще всего характерна низкая степень самоуважения, которая обусловливает повышенную тревожность, конфликтность, недоверчивость. Индивиды этого уровня общения неспособны к партнерским отношениям, нетерпеливы и абсолютно лишены эмпатии.
6. Невротическое одиночество. Данный уровень общения демонстрируют крайне невротизированные, застенчивые индивиды, с очень низкой степенью саморегуляции и адаптации к окружающим людям. Им характерна также чрезвычайно высокая самокритичность, мешающая реализовать в общении ту легкость и непринужденность, о которой многие из них мечтают в глубине души.
Характеристики общения
Общение, как мы только что выяснили, классифицируется по шести уровням. И на каждом уровне разными будут его количественные и качественные характеристики.
К количественным характеристикам общения относятся общительность/замкнутость. Не стоит смешивать их с экстраверсией (коммуникативностью) и интроверсией (некоммуникативностью), определяющими качество общения.
Экстраверсией (коммуникативностью) называют хорошее владение средствами установки контакта. В основе коммуникативности лежит природная общительность. Высшей степенью общительности является контактность – способность без затруднений вступить в психологический контакт, создать доверительные отношения. Контактность принято считать одной из важнейших составляющих социального интеллекта.
Сверхконтакность – это обратная сторона контактности, отчасти негативно окрашенная крайность. Сверхконтактные люди суетливы, излишне болтливы, плохо управляют собой, зачастую излишне тревожны и даже склонны к истерии.
Коммуникативная совместимость
В большинстве своем люди обладают средним уровнем контактности. Но, тем не менее, каждый из индивидов, как уже упоминалось ранее, реализует определенный уровень общения. Поэтому в психологии возникло такое понятие, как коммуникативная совместимость. Так называется один из видов психологической совместимости, подразумевающий умение вступать в плодотворный и позитивный контакт, создавать непринужденную атмосферу общения и (если речь идет о служебных контактах) обеспечивать здоровую рабочую атмосферу в группе.
Психологи-исследователи выделяют индивидов с высоким, средним и низким уровнем совместимости. К первым относятся люди неагрессивные, неконфликтные, самодостаточные, с низким уровнем тревожности и высокой степенью эмпатии. По определению специалистов, именно такие люди могут быть определены как коммуникативный эталон; они обеспечивают высокий психологический комфорт в процессе общения практически с любыми людьми и при любых обстоятельствах.