Психология ранней юности

Юношество – это период взросления человека

Общая характеристика

Юношество – это период взросления человека, переход от подросткового возраста к зрелости, ко взрослой самостоятельной жизни. Единого общепринятого мнения о возрастных рамках данного периода нет. Большинство западных психологов объединяют отрочество и юность в единый возрастной период, который называют периодом взросления и определяют его возрастные границы от 12-14 до 25 лет. В отечественной психологии выделяют раннюю юность – 15-17 лет, и позднюю юность – 17-21 год.

В изучении особенностей юношеского возраста существует три основных подхода:

  • биогенетический;
  • социогенетический;
  • психогенетический.

Биогенетический подход

Биогенетический подход ставит на первое место процесс биологического созревания, а все остальные процессы рассматривает как его производные. Так, например, В. Целлер в своей книге «Конституция и развитие» называет изменения, происходящие с телом ребёнка, а также их осознание и принятие связующим звеном между соматическим и психическим развитием. Обычно к 15 – 18 годам общее физическое и половое созревание организма заканчивается, сердечно-сосудистая система обретает гармоническое соответствие, завершается формирование и функциональное развитие органов и тканей организма, рост достигает максимального значения, возрастает мышечная сила и повышается работоспособность. В поведенческих реакциях наступает равновесие – бунтарство и мятежность уступает место внутренней самостоятельности и эмоциональной уравновешенности, повышаются показатели коммуникабельности. Но, в то же время, обостряется косвенное влияние соматотипа на характер молодых людей и становление их личности. Согласно системе профессора Гарвардского университета Уилдона Шелдона люди делятся на три типа телосложений:

  1. Эндоморфный – характерной особенностью являются шарообразные формы, большой живот, круглая голова; руки и ноги слабые и вялые с большим количеством жира на бёдрах и плечах, но при этом запястья и лодыжки тонкие.
  2. Мезоморфный – характеризуется массивной кубической головой, широкими плечами и грудной клеткой, мускулистыми руками и ногами; в теле преобладают кости и мышцы с минимальным количеством подкожного жира.
  3. Эктоморфный – представитель этого типа – долговязый человек с узким вытянутым лицом, узкой грудной клеткой, длинными руками и ногами; подкожный жировой слой у таких людей практически отсутствует, а мускулатура не развита.

Люди разных типов телосложения не одинаково привлекательны для окружающих в любом возрасте, а в подростковом и юношеском особо. Стройным мускулистым юношам обычно приписывают лидерские качества, энергичность, живость ума, а представители эктоморфного телосложения кажутся незрелыми как в физическом смысле, так и в социально-психологическом. Однако эти ожидания не всегда оправдываются.

Социогенетический подход

В центре внимания социогенетического подхода стоят социальные факторы развития личности и процессы социализации. Процессы социальной линии включают в себя становление культурных, морально-этических, политических ценностей, постижение общественно необходимых знаний, норм, а так же включение в общественно-трудовую деятельность.

В юности круг социальных интересов и ролей расширяется
В юности круг социальных интересов и ролей расширяется; на этот период жизни приходится много значимых социальных событий: получение паспорта, возможность заключения брака, возможность реализации избирательного права, наступление уголовной ответственности. Основной задачей ранней юности является профессиональное самоопределение.

Психогенетический подход

Психогенетический подход анализирует собственно психологические процессы.

Очень важным новообразованием юношеского возраста в интеллектуальной сфере является развитие теоретического мышления. Учащихся старших классов и студентов начальных курсов чаще интересует вопрос «почему?», их мыслительные процессы более активны и самостоятельны, они более щепетильно относятся к преподавателям и содержанию приобретаемых знаний. Представления об интересности предмета меняются: в отличие от младших подростков, которые ценят описательную сторону предмета и его увлекательность, старшеклассники интересуются тем, что неоднозначно и требует самостоятельного обдумывания. Они оценивают нестандартную подачу материала и эрудицию преподавателя. В это время активно проявляются и развиваются творческие способности, требующие не только усвоения знаний, но и проявления инициативы, креативности, гибкости ума. Эти способности школьники и студенты чаще всего реализуют вне школы – на факультативах, курсах и секциях.

Ещё одна особенность развития юношеского интеллекта – тяга к обобщениям, поиску общих принципов и закономерностей, присущих частным фактам. Старшеклассники как никто любят «большие теории», тяготеют к «космическим» обобщениям. Но широкий круг интересов в юности зачастую сочетается с интеллектуальным дилетантизмом – разрозненностью, отсутствием системы в обретении знаний и навыков.

Нередко старшие школьники склонны к преувеличению своих интеллектуальных способностей, силы интеллекта и уровня знаний, из-за чего им присуща демонстративная, вычурная интеллектуальность. Именно поэтому практически во всех старших классах есть скучающие ученики, которым учёба кажется пресной, примитивной и не имеющей ничего общего с реальной жизнью и наукой.

Важно, что в ранней юности увеличивается степень определения индивидуальных интересов и способностей, причём нередко разница дополняется дурными поведенческими реакциями. Так в старших классах легко можно выделить различные подгруппы: интеллектуалы-отличники («ботаники»), способные, но безалаберные ученики («богема»), «хронические троечники» и т.д.

В юношеском возрасте формируется активная жизненная позиция, происходит самоопределение, осознание собственной значимости. Развитие мышления даёт предпосылки для формирования взглядов на жизнь, основы бытия, жизненную философию, осознание своей жизни не как цепочки хаотичных событий, но цельного процесса, имеющего последовательность и смысл. Мировоззренческий поиск содержит в себе социальную ориентацию, осознание себя как части социальной общности, выбор будущего социального состояния, а так же способов его достижения.

Центральным психологическим новообразованием юношеского возраста является формирование образа собственно «Я» и становление стабильного самосознания. Этот процесс связан с усилением самоуправления и личностного контроля. Важнейшее приобретение ранней юности – осознание собственного мира и его эмансипация от взрослых. Этот возраст очень чувствителен к своим внутренним проблемам и склонен переоценивать их значимость.

Становление собственного, уникального «Я» зачастую связано со многими психодраматическими переживаниями. Юношеское «Я» очень нестабильно, подвержено различным влияниям; становление внутреннего мира может сопровождаться чувством беспокойства, внутренней пустоты, непонятного ожидания и одиночества. Отсюда – острая потребность в общении и одновременно – повышение избирательности общения, хотя в то же время может появляться и желание уединения.

Старшие школьники при оценке людей начинают обращать внимание на их личностные качества, в отличие от подростков, в первую очередь оценивающих внешность. Это также относится к самосознанию – у юношей появляется желание подчеркнуть собственную уникальность и индивидуальность. Но при этом может повышаться чувствительность к каким-то особенностям собственного тела или внешности. У девушек и юношей формируются некие идеалы, стандарты, образцы «женственности» и «мужественности», и они что есть сил стараются следовать им в одежде, манерах, жестах, жаргоне. Порой эти идеалы завышены или противоречивы и это приводит ко множеству внутренних конфликтов.

В юношеском возрасте источником беспокойства могут быть небольшой рост, проблемная кожа, размер груди, избыточный вес и т.д. Реальные или вымышленные недостатки молодые люди компенсируют экстравагантностью в поведении, одежде, прическах, макияже, делает представителей субкультурных групп похожими друг на друга и противоречит их желанию к подчёркнутой демонстрации собственной индивидуальности. Поэтому они часто бывают конфликтны, мнительны, тревожны и внутренне нестабильны. Это такая особенность юношеского возраста – специфический эгоцентризм (они часто думают, что окружающие постоянно обращают на них внимание и оценивают, причём чаще негативно).

Психология ранней юности

Но чем старше становятся юноши и девушки, тем меньшее значение для них обретает внешность (своя и чужая), они привыкают к особенностям своей внешности, принимая себя такими, как есть, и в связи с этим стабилизируется уровень притязаний в данной области. Обычно самооценка стабилизируется и становится более адекватной к старшему юношеству; очень важную роль в этом процессе играет самоуважение.

Период ранней юности традиционно связан с обострением проблемы отцов и детей. Молодые люди стремятся быть наравне со взрослыми, видеть в них друзей и советчиков, а не покровителей и наставников. Молодые люди, осваивая новые «взрослые» социальные роли, нуждаются во взрослых и часто ищут у них совета, при этом моделью поведения и примером могут быть родители. В тоже время растёт желание стать независимым от взрослых, освободиться от их влияния, и поэтому нежелание или неумение признать автономию своих детей зачастую приводит ко множественным конфликтам. Большую роль здесь играют общий культурный уровень семьи, её состав, характер взаимоотношений и позиция юноши в ней.

Юношеское общество – это зачастую не столько компания одновозрастных юношей и девушек, сколько людей со схожим социальным статусом, потребностями и т.д. – юношеская субкультура. В этом возрасте возникают первые дружеские и любовные привязанности, которые носят достаточно длительный, хотя, преимущественно, романтический характер.

VN:F [1.9.20_1166]
Рейтинг: +5 (из 5 оценок)
Категория материала: Истории из жизни, Психология

Оставьте комментарий

Комментировать
*
© 2011-2017 Stimulas.ru — мотивация и развитие личности. Копирование разрешено только с активной ссылкой.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов