Умение находить решение конфликтных ситуаций – первый шаг на пути к эффективному общению. Все люди разные и каждый обладает собственным мнением, которое нередко идет вразрез с мнением другого человека. На этой почве зачастую и возникают конфликты.
Стили реагирования
Одним из наиболее распространенных выходов из конфликтов считается его избегание. Конфликт отводится на второй план. Этот метод неэффективен, поскольку нередко отрицание конфликта приводит оппонентов к еще большим разногласиям. Второй стиль – перекладывание ответственности на собеседника. Этот тип реакции сопровождается большим выплеском негативных эмоций. Зачастую люди таким образом пытаются «выпустить пар», ошибочно полагая, что это поможет в конечном счете разрешить конфликтную ситуацию. Однако выплеск эмоций нередко культивирует остроту ссоры и разногласий между оппонентами. Третий тип реагирования подразумевает применение силы, причем более сильный участник конфликта всегда рад возникшим разногласиям, так как в нем просыпается дух соперничества, и он принимает данную ситуацию, как соревновательные состязания. Стоит ли говорить о том, что подавление – не лучший способ разрешения конфликта. Кроме этого, такой стиль реагирования нередко маскируется под компромисс. Заявляя о своей готовности уступить, более сильный участник на самом деле манипулирует собеседником ради своей выгоды.
Альтернативные способы решения
Можно выделить ключевой принцип разрешения любого конфликта, который заключается в том, что оба его участника воспринимают эту проблему, как общую трудность, преодолеть которую можно лишь сообща. Обе стороны в таком случае остаются в выигрыше, так как вместе находят выход, приемлемый для обоих. Однако, этот путь прост лишь в теории. На практике же часто сторонам не удается следовать этому принципу. Важно понимать, что реакция обоих партнеров имеет первостепенное значение. Применяя излишнюю силу или уходя от конфликта нельзя добиться его разрешения.
Как эффективно решить конфликтную ситуацию
Прежде всего, нужно избавиться от негативных эмоций и дать себе время привести расшалившиеся нервы в порядок. Как только вы перейдете на рациональный уровень, можно действовать несколькими путями. Если ваш партнер настроен слишком агрессивно, лучше уйти из поля поражения простым согласием с его словами. И пусть обвинения вашего оппонента будут беспочвенными, в ситуации прямого огня лучше всего выйти из под обстрела. Такое поведение вовсе не означает, что вы отказываетесь от своих принципов. Просто вы соглашаетесь с тем, что ваш собеседник имеет право на собственное мнение, пусть и отличное от вашего. Помните, крупная победа, порой, достается ценой мелких поражений. Помимо этого способа, можно попробовать поставить себя на место второго участника конфликта. Постарайтесь понять его чувства и увидеть ситуацию с его позиции. Покажите свое внимание к сложившейся ситуации. Не бойтесь задавать вопросы своему собеседнику, так он увидит ваше участие и заинтересованность в разрешении конфликта.
Модель управления
1. Определите суть проблемы и обсудите ее. Проясните свою позицию и найдите причину ваших разногласий.
2. Следуйте модели мозгового штурма. Найдите сразу несколько решений. Важно отталкиваться от того, чего вы оба хотите и к чему впоследствии желаете прийти.
3. Проанализируйте каждое решение. Распишите положительные и отрицательные стороны каждого из вариантов. Это нужно для того, чтобы выбрать одно или два наиболее подходящих выхода из ситуации.
4. Выберете и придерживайтесь того решения, которое оказалось наиболее приемлемым, даже если она не идеально для вас.
Решая конфликт, помните, что этот процесс может протекать по-разному у вас и второго участника ссоры. Важно интересоваться время от времени мнением вашего оппонента, возможно, настанет время, когда вам придется перейти к модели решения вновь и подкорректировать некоторые элементы.
Ваша Mazus