Формирование личности каждого отдельного человека начинается практически с его рождения, как только его органы чувств включаются в работу. Человек начинает получать информацию из окружающего мира, а именно от родителей, учителей, воспитателей в детстве. Существует теория, что основная часть процесса построения личности как раз и попадает на период не полностью осознанной жизни — детство. Человек в этот период просто копирует поведение окружающих, может перенимать их качества характера, поведения, моральные установки. Да, в определенной мере это недалеко от действительности, но так же верно, что человек при дальнейшем своем развитии, в последующем взрослом возрасте, может корректировать и даже полностью избавляться от полученных в детстве установок поведения в обществе. Это возможно при переосмыслении зрелым человеком ранее полученной информации и способностью объективно ее оценивать при наличии вновь поступившей информации. Результатом является вывод нового порядка, уже гораздо выше прежнего. Данный процесс происходит в человеке на протяжении всей его осознанной жизни.
На процесс переосмысления значительное влияние имеют волевые качества человека и сила его мотивации. Простым языком это можно выразить так, что сильное желание и стремление к совершенству в моральном и интеллектуальном аспекте, которые постоянно находятся в жесткой взаимосвязи, ведут к созданию способов реализации задуманного данным индивидуумом. Причем, чем сильнее личность, тем более она способна изменять свой характер и восприятие окружающего мира, и менее зависима от сопутствующих ее жизненному циклу факторов обитания.
Мы подходим к тому, что сильная личность способна не только к самостоятельному процессу формирования личности, в определенной мере конечно, потому как полностью быть независимым от окружающего мира невозможно в условиях того, что мы все проживаем в обществе. Ярким промером являются люди, достигшие большого успеха в спорте, бизнесе, науке или в чем-либо еще. Секрет их очень прост. Они были менее подвержены влиянию окружающих факторов формирования человека обществом, как это не грубо звучит. Причина, их изначально более развитые волевые качества и хорошо продуманная и развитая мотивация, переходящая в один из основных, а нередко и в основной мотив жизни.