Ты мне, я тебе

Ты мне, я тебе

Уже ясно, что мир меняется. Меняются и обстоятельства жизни, а потому стоит рассмотреть вблизи одну из самых интересных сфер человеческих взаимоотношений – сферу обслуживания. Она не имеет прямых аналогов в животном мире – в царство фауны обслуживают в основном «семью» и «власть». Человечество же немыслимо без услуг — любой парикмахер, официант кассир и даже врач является частью пространства сервиса.

И все это не было бы особо интересным, если бы не один момент: все люди, без исключения, эмоционально зависимы друг от друга. То есть настроение одного автоматом передается другому. Например: с покупателем грубо поговорила продавщица. Как правило, немотивированные агрессивные выпады вышибают жертву из состояния душевного равновесия и тут же порождают негатив, который пострадавший унесет с собой сначала на улицу, а потом домой или на работу. Злоба заразна, как вирус, легко передается воздушно-капельным путем… В невидимых боях настроений побеждает тот, кто «круче», то есть может навязать свое состояние духа другому. Есть особо талантливые «негативщики» — те, которые могут испортить атмосферу одним своим видом: брезгливое или надменное выражение лица, мрачный взгляд, надутый вид — все это может задеть и обидеть. А искусству не наступать ближнему на ноги никто нигде не учит — это поле интуиции и установки. Поэтому люди с программой «все плохо» создают вокруг себя такую ауру, что плохо делается всем. Зато человек, внутренне настроенный на позитив, всегда будет стараться себя им и окружить. Бывает и так злобный клиент немотивированно бросается на работника сферы обслуживания, а тот в ответ улыбается, смешно шутит, чем успокаивает гневного гражданина и нивелирует накал. Психологическая наука давно интересуется нюансами взаимоотношений человека, который платит за услугу, и того, из чьих рук он ее получает, однако рецепта бесконфликтности так никто и не придумал. Везде и всюду недовольные клиенты и оскорбленные сотрудники чаще кидаются друг на друга, чем вытаскивают ближнего из ямы недовольства жизнью.

Главный камень преткновения — чувство собственного достоинства. На-пример, оскорбленный задержкой рейса авиапассажир кричит на сотрудника авиакомпании. Сам сотрудник никакого отношения к проблеме не имеет, но весь негатив, тем не менее, вынужденно принимает «на грудь». «Вы», обращенное к фирме, человек часто принимает слишком близко к сердцу и резкостью ответа лишь усугубляет ситуацию. Тема человеческого взаимодействия в поле обмена услуг на деньги сейчас особенно актуальна потому, что градус раздражения в обществе высок, а сфера обслуживания, хоть и ссохлась в целом, но активно пополняется «упавшими» по жизни. На улицу выбросили вторых/третьих жен обеспеченных бизнесменов, армию приживалок олигархов, тьмы и тьмы разнообразных имитаторов (людей, которые по сути ничего не умели и не делали, но по факту производили впечатление знающих и компетентных, за что получали большие деньги). Разорился и сам мелкий олигархат на-чала 90-х, не сумевший вписаться в требования нового времени. В результате ряды представителей сферы обслуживания пополнились теми, кто сам привык к обслуживанию! А потому не очень профпригоден.

Конечно, история знает примеры и по круче. Те же представители русской аристократии, которым в свое время удалось сбежать от революционных матросов, пережили культурный шок и успешно встроились в систему обслуживания европейских нуворишей. Наши «князья и графья» работали гувернерами, водителями, портными, продавцами в магазинах. Но то были аристократы, система воспитания которых такова, что умение держать себя в руках и невозмутимо лицемерить (в хорошем смысле) прививается с детства и жестко. Равно как и демократичность в общении с «низшими» по статусу. Иное дело — люди простого происхождения. Кухарка, погулявшая барыней, кухарить уже не сможет… В нынешней ситуации многим придется познакомиться со сферой обслуживания с другой ее стороны. И хорошо бы туда шли работать люди легкие и позитивные, которые умели бы лечить, хотя бы одним своим видом, от мрачных дум и подавленного настроения.

VN:F [1.9.20_1166]
Рейтинг: +1 (из 1 оценок)
Категория материала: Психология Рубрика: 

Оставьте комментарий

Комментировать
*
© 2011-2017 Stimulas.ru — мотивация и развитие личности. Копирование разрешено только с активной ссылкой.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов