Общаясь с окружающими, мы вольно или невольно презентуем себя.
Самопрезентация – это умение подать себя, продемонстрировать желаемый образ, сформировать у партнеров по общению определенное впечатление о себе.
Многие считают, что самопредставление – это манипуляция, сознательное желание ввести окружающих в заблуждение. Недаром выражения «вешать лапшу на уши», «пускать пыль в глаза» часто присутствуют в нашей речи.
Это не так. Самоподача необязательно всегда осознанна. К примеру, сотруднику предстоит познакомиться с высоким начальством. Один на такую встречу наденет строгий деловой костюм (надо быть солидным!), а другой, как обычно, джинсы и свитер. И только своим внешним видом они уже демонстрируют разные ценности: первый – уважение, подчинение, второй – независимость, самостоятельность.
Но все-таки лучше сознательно создавать необходимый образ. Человеку, умеющему подать себя, всегда легче понравиться, установить контакт, найти общий язык с партнерами, устроиться на работу. Поэтому знание приемов, нюансов самоподачи необходимо каждому, кто хочет быть успешным.
Существует несколько стратегий самопрезентации. Можно поставить себе цель казаться знающим, компетентным (стратегия саморекламы), властным и статусным (стратегия превосходства), достойным сострадания, жалости (стратегия слабости) или вызывать страх (стратегия запугивания).
Но все же самая популярная и действенная – стратегия привлекательности.
Какими же приемами можно создать привлекательный образ?
- Внешний вид. Известно, что тем, кто хорош собой, легче завоевать расположение окружающих. Им обычно больше доверяют, оценивают более благосклонно. Поэтому не зря мы посещаем тренажерные залы, сидим на диетах, заботимся о своей физической привлекательности.
Одежда, аксессуары к месту, жесты, речь – все это создает определенное впечатление, формирует ваш имидж. - Выражение толерантности, симпатии, уважения к собеседнику. Арсенал средств здесь такой: похвала, комплименты (не лесть!), оказание помощи, умение быть тактичным, просьба высказать мнение, дать совет. Не забывайте и о невербальных знаках внимания: прямой взгляд, улыбка, кивки головой.
- Обнаружение или создание сходства. Психологи утверждают, что нам импонируют те, кто похож на нас самих или близких нам людей. Подобие может быть как во внешнем облике, манерах, так и в наличии общих интересов, убеждений.
- Пробуйте заимствовать отдельные элементы стиля партнера по общению, «отзеркаливать» жесты, позы, манеру говорить. Акцентируйте внимание на том, что вас объединяет, соглашайтесь с позицией собеседника. Конечно, это не означает, что нужно притворяться, отказываться от собственных взглядов. Мудрость заключается в том, чтобы идти на компромисс в несущественном вопросе, но отстаивать свою точку зрения по важной для вас позиции.
- Демонстрация сдержанности и скромности. Эти качества для большинства являются желательными ценностями, а бахвальство и гордыня не приветствуются. Те, кто не кичится своими умениями и достижениями, вызывают гораздо больше симпатии, уважения и доверия, чем хвастуны и позеры. Только тут надо соблюдать меру: окружающие не должны принять вашу скромность за неуверенность в себе, отсутствие собственной позиции.
- Позитивный настрой. Пессимистическое мироощущение, постоянное недовольство, слабость, безволие, роль жертвы не добавят вам шарма и желающих с вами общаться. Люди тянутся к сильным духом, успешным, радующимся жизни. Самоподача «Я люблю жизнь», «Я удачливый и счастливый» более приятна и притягательна для окружающих.
Искусство подать себя – это дар, врожденная харизма или навык, который можно приобрести? И то, и другое в комплексе. Но если вам не хватает первого, то не расстраивайтесь: этому можно научиться. Успехов вам в этом учении!
Браткова Галина Николаевна