Мир The Beatles

Ливерпуль в плену у скиффл. Лонни Донеган и «самодеятельность». Мерсибит. Джерри, «лидеры» и другие. Первые шаги «Битлз»

Мир The Beatles

«Ливерпуль — крупный торгово-промышленный центр Великобритании, морской порт мирового значения,— написано в энциклопедии 1957 года.— Расположен на западе Центральной Англии, графство Ланкашир, на правом берегу реки Мерси. К Ливерпулю примыкает до 10 промышленных городов, образующих с ним сплошную городскую территорию, называемую Мерсисайд.

В западной и южной частях города расположены деловые районы и кварталы, заселенные буржуазией. Улицы прямые и широкие, застроены многоэтажными зданиями и хорошо озеленены. В северо-восточной части Ливерпуля и в прилегающих к докам районах, заселенных рабочими, улицы узкие, не озеленены, дома двух-трехэтажные…»

Именно здесь, на «узких и неозелененных» улицах, собирались ливерпульские теддибойз, среди которых ошивался близорукий паренек по фамилии Леннон. Ливерпуль и его жители — ливерпуллийцы— на протяжении веков славились своим веселым нравом и неослабевающим желанием подраться. Так что тамошним стилягам-тедди не надо было у кого-то учиться плохому поведению. Шалопайство у них в крови. «Трудного» шестнадцатилетнего Джона Леннона отличало от сверстников только одно — он играл в скиффл-группе.

Затянутый, как и другие тедди, в узкие брюки, трясущий взбитым коком, Джон вместе со своими дружками играл рок-н-ролл и эстрадные шлягеры в церковном приходе Вултона. Их отличало от привычного состава поп-ансамблей то, что, кроме гитары, ребята умудрялись извлекать звуки из жестяного чайного ящика и стиральной доски.

Профессионалу такая музыка могла показаться дикой какофонией, но слушавшим «The Quarrymen» школьникам она пришлась по душе. Интриговало то, что на подмостках бесились их ровесники. Руки сами тянулись создать нечто подобное.

Именно в Вултоне 15 июня 1956 года произошла легендарная встреча Леннона и Маккартни. Но вообще, открывателем «самодельной» музыки в Англии считается бывший джазмен Лонни Донеган, разрушивший все стереотипы музыкального профессионализма. Своим поведением он как бы говорил: «Нет -трубы — играй на детской гармошке. Нет денег на установку — используй бельевой бак». В январе 1956 года он записал песню «Rock Island Line», в оригинальной аранжировке с применением нетрадиционных «музыкальных» инструментов. Как писал биограф «The Beatles» Хантер Дэвис: «Впервые оказалось, что играть и петь мог любой. Ни знаний,ни таланта не требовалось». В самом деле, выучить пару-другую аккордов мог каждый; чайных ящиков в Ливерпуле валялось предостаточно, а драться все свободное время просто не хватало сил. И вот, как грибы в теплую летнюю ночь, в городе стали пачками появляться самодеятельные скиффл-группы.

Зародившись в Англии 50-х годов и освоившись на улицах и танцплощадках Ливерпуля, скиффл принял на себя основной удар рок-н-ролла. Но в отличие от эстрады он не стал брезгливо относиться к музыке молодых. Синатра как-то пожаловался: «Рок- н-ролл пахнет фальшиво и неестественно. Его играют, поют и пишут сумасшедшие дураки, используя полоумные повторения на развратном, грязном языке узколобых. Это матриархальная музыка каждого преступника на земле». Скиффл думал иначе. В результате синтезировал рок-н-ролл в удобоваримую музыкальную форму, получившую название МЕРСИ-БИТ. Впоследствии, когда к ливерпульским группам стали присоединяться другие английские ансамбли, неся в своей игре ярко выраженную блюзовую окраску, это течение получило название БИТ-МУЗЫКИ.

…Итак, к Джону Леннону присоединился Пол Маккартни, «купивший» Леннона тем, как он сыграл «Twenty Flight Rock» Эдди Кокрэна. Кроме того, Пол тоже увлекался скиффл и частенько засиживался по ночам, слушая программы «Радио Люксембург». Оно крутило рок-н-ролл в исполнении «самопальщиков». Чуть позже к ним примкнул пятнадцатилетний Джордж Харрисон. Ядро битлов было готово, и начались изнурительные гастроли, концерты, на которых ковалось будущее рок-музыки.

Как большинство ливерпульских групп, битлы играли в небольших рабочих клубах и пабах Мерсисайда, поначалу мало чем отличаясь от себе подобных. Надо сказать, что в начале шестидесятых ансамблей в Ливерпуле было что-то около трехсот. Правда, в памяти народной их осталось немногим более тридцати. Наиболее известны: «The Four Pennies», «The Big Three», «The Mojors», «The Mersey-beais» и так далее. Короче говоря, из за нехватки подвалов и кабаков иной раз приходилось играть на улицах, собирая кучки восторженных поклонников. Последние, взлелеяв в себе семена, брошенные «самопальщиками», в свою очередь становились в ряды гитаристов-чайфонистов. Не отставали от групп и бизнесмены. По мере того, как рок-н-ролл (все-таки это был он,хотя и непрофессионально сыгранный) захватывал Мерсисайд, открывались новые клубы, стали появляться магазинчики по продаже электрогитар, усилителей и ударных установок.

The Beatles

Процветала и развивалась клубная самодеятельность. Примерно по клубу на группу. Явление для Англии того времени беспрецедентное. Ведь в остальной Великобритании, да и в Ливерпуле по большому счету тоже, оставались сильны викторианские традиции. В семьях проповедовалась преемственность поколений, основанная на четком классовом и сословном разделении. Дети обязаны были походить на родителей и следовать по их стопам. Может быть, поэтому, когда Хейли уехал, а скиффл стал потихоньку затухать, не найдя для себя благоприятной почвы, большинство английских подростков переключились на очаровашку Хэлен Шапиро и стандартного Клиффа Ричарда. Последнего, кстати, неугомонные мерсисайдцы восприняли в штыки.

Ливерпульские дети не хотели быть похожими на своих родителей. В руках гитары, весело, и о будущем, понятно, думать совсем не хотелось. Правда, мало кто из игравших тогда задумывался и о мировой славе. Достаточно, казалось, купаться в лучах улыбок девчушек из своего района. Групп было много, им становилось тесно, и такой темп жизни мало кто мог выдержать. Одни группы распадались, на смену им приходили другие. В результате естественного отбора выживали те, чья музыка подарила миру неповторимый мерси-саунд.

Типичной ливерпульской группой была «Gerry and the Pacemakers». В нее входили два брата Марзден: Джерри — вокал, гитара и Фредди — ударные. А также Лесли Магвайр — клавишные и Лес Чэдвик — бас. Как и битлы, они выходцы из небогатых семей, увлекались скиффл и рок-н-роллом. Играли где могли и как могли. Эта группа была основным опарником битлов в ливерпульский период и поначалу даже обходила их в хит-парадах. Так, в ноябре 1963 года, когда битломания только-только набирала силу, они обошли в хит-параде «New Musical Express» битловскую «She Loves You» и заняли первое место с песней «You’ll Never Walk Alone».

Это был энергичный, жизнерадостный мерси-бит. Он отличался вокальным многоголосием и непривычно усиленным звуком. Как и все, они повсюду искали ангажементы, строя наполеоновские планы.

Большим подспорьем для мерсисайдцев 1960 — 1962 годов оказались кабачки и клубы Гамбурга. Здесь «Gerry…», «The Beatles» и другие развлекали матросов и докеров, часами играя крепко сдобренный битом рок-н-ролл. Слушателям громкая и энергичная музыка пришлась по вкусу, а для музыкантов подобные гастроли послужили прекрасным полигоном для обкатки техники игры и возможности подзаработать. Многие, чтобы выдержать девятичасовой рабочий день, стали прибегать к наркотикам. К сожалению, наркотики и различные транквилизаторы в шестидесятые годы стали непременным атрибутом рок-музыки.

В 1962 году у «The Beatles» появился собственный менеджер — Брайан Эпстайн. Кстати, «Gerry and…» стали второй группой, от которой, взяв на себя все заботы (от наблюдения за внешним видом до составления гастрольных расписаний), он требовал только одного — играть.

Скоро в хит-парадах Великобритании мерси-бит оккупировал почти все верхние строчки. Наряду с заокеанскими звездами поп-музыки: Роем Орбисоном с песней «Blue Ва You», Чаком Берри — «Memphis Tennesi», а также родными Клиффом Ричардом с «It’s All In The Game» и Адамом Фэйтом («The First Time») в чартах прочно обосновались представители ливерпульской поп-музыки.

Такие, как «Brian Pnnle And The Tremeloe?» С песней «Do You Love Me»; «Surfaris» с «Wipe Out», уже упоминавшиеся манчестерские «Freddie Arid The Dreamers», «Gerry And The Pacemakers» и, конечно же, «The Beatles».

Последние, выпустив в январе и апреле 1963 года два хита, а в мае долгоиграющий альбом «Please Please Ме», постепенно захватили все позиции британского попса. Подопечные Эпстайна начали оправдывать возлагавшиеся на них менеджером надежды. Но только сам Брайан знает, каких трудов стоило ему убедить сотрудников «Парлофона», отделения британской звукозаписывающей корпорации EMI, в том, что в Ливерпуле появилось нечто, заслуживающее их внимания.

А покуда «The Beatles» и другие ливерпульские «братья по оружию» ездили по провинциям Великобритании, давая концерты и рекламируя бит, их популярность стала расти со сверхзвуковой скоростью. Над Альбионом и над всем миром навис феномен, который позже получил название БИТЛОМАНИЯ.

Бесспорно, битлы звучали и выглядели иначе, чем прочие группы. Музыка была оригинальной (композиторский тандем Леннон — Маккартни уже тогда давал жару), мелодичной и в то же время колючей, а пиджаки без лацканов и прически, напоминавшие спинки жуков, вообще стали только их фирменным знаком. И вскоре вся Англия облачилась в подобные одежки и соответственно подстриглась, усевшись у проигрывателей, постоянно извергавших музыку битлов. Но все же главная заслуга «The Beatles» была в другом — британские тинейджеры получили к Рождеству 1964 года поистине королевский подарок — свою собственную музыку!

А Ливерпуль получил… проходимцев всех мастей, ринувшихся на волне битломании в город в поисках добычи, то бишь талантов. Эти типы порой не могли отличить музыку Бетховена от Гленна Миллера, однако это не мешало им делать деньги на всеобщей любви ко всему ливерпульскому.

Справедливости ради надо сказать, что не все подростки Англии тащились от мерси-бита, как это могло показаться постороннему, изучающему списки хитов. В начале 1962 года и на юге страны, и в Лондоне появилась абсолютно другая музыка, взявшая за основу звучание американского черного блюза. Впоследствии из лондонских клубов вышел белый блюз вкупе с неподражаемыми исполнителями черного блюза «Rolling Stones». Но тогда они еще были молоды, и их первых блюзовых шагов просто не замечали. Мало кто мог предположить, что всего через год они смогут встать на поп-пьедестале вровень с битлами. А песня роллингов «Satisfaction» станет гимном поколения шестидесятых и прологом молодежного бунта.

Матросов Илья

Окунитесь на пару минут в атмосферу концерта легендарных The Beatles

VN:F [1.9.20_1166]
Рейтинг: +3 (из 3 оценок)
Категория материала: Истории успеха Рубрика: 

4 комментариев к "Мир The Beatles"

  1. Ульяна:

    Интересная эпоха — 60-е. На мой взгляд — это своеобразный Ренессанс. Глобальное влияние на последующую культуру, море интересных течений, групп, имен.

  2. Лис:

    И все же я не понимаю — почему именно Битлы так выстрелили? В конце 60-х было МОРЕ групп, которые играли подобную музыку, причем многие делали это не хуже.
    И кто их помнит? Никто!
    Почему?! %О

    • round round:

      Знаете, есть интересный ответ на вопрос: «в эпоху возрождения было очень много талантливых художников, а мы знаем только Рафаэля. Почему?».
      Ответ: «Потому, что Рафаэль умел делать очень качественные краски» (имеется в виду, поэтому его картины сохранились до наших дней.

      В случае с The Beatles, возможно, ответ состоит в том, что у них был отличный импрессарио?

  3. фыва:

    А много ли было еще групп, в которых левшей вдвое больше, чем по средней статистике?

Оставьте комментарий

Комментировать
*
© 2011-2017 Stimulas.ru — мотивация и развитие личности. Копирование разрешено только с активной ссылкой.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов