Если на банке свинины в соусе нарисована свинья — это понятно, если на банке с гусиным паштетом изображена птица — это приемлемо, но что же тогда находится в упаковке Uncle Ben’s, на которой изображен старенький чернокожий дядюшка? Эта шутка «с бородой» может служить лучшим вступлением в рассказ об истории интересного бренда, который имеет не только имя, но и лицо.
Дело — в оболочке. Даже школьник знает, что афроамериканцы прибыли в Америку из Африки. А вот каким образом чернокожий мужчина оказался на логотипе компании, основанной англичанином, знают единицы. Для каждого изобретения есть свое время и свои условия, но не всегда эти факторы бывают логичными и понятными.
Кто, например, мог бы подумать, что в 30-е годы ХХ ст. британский ученый немецкого происхождения обратит внимание на процесс приготовления риса. Тем не менее, человек по имени Эрик Хузенлауб, который был довольно известным в определенных кругах ученым, сконцентрировал свое внимание на рисе. Неизвестно, сколько времени человек провел в лаборатории, но в середине 30-х он представил миру и запатентовал новый метод приготовления риса. Хузенлауб утверждал, что рис, сваренный в собственной оболочке, которую обычно счищали и выбрасывали, содержит намного больше полезных веществ и сохраняет свои природные свойства.
Метод получил одноименное название «Метод Хузенлауба» и заключался в четырех этапах обработки риса: вакуумном высушивании, паровой варке, повторном вакуумном высушивании и очистке от оболочки.
Такой рис Эрик хотел предложить всему миру, ведь методика была действенной и впрямь делала зерна гораздо полезнее. Как любой человек без бизнес жилки, Эрик начал ходить по инвесторам, пытаясь получить деньги на развитие дела, но почти все богачи оставались равнодушными к изобретению.
Проанализировав ситуацию на рынке, Эрик пришел к выводу, что надо паковать чемоданы, ведь Америка была значительно благосклоннее к новым идеям.
Новый мир не встретил его с горячими объятиями, однако после нескольких месяцев поисков ученый все же смог найти партнера — им стал пищевой брокер из Хьюстона Гордон Харвел.
Вместе бизнесмен и ученый основали предприятие Converted Rice Inc., которая продавала Америке улучшенный, обработанный рис. Люди на удивление быстро начали переходить на продукцию от Converted Rice Inc.
Почти через год после начала продаж риса главным клиентом компании стала американская армия, которой очень нужны калории, ведь продолжалась Вторая мировая война.
К концу 1944 года Converted Rice Inc. производила более 200 тонн риса каждый день, что было довольно неплохо для первого года существования компании. Примерно в то же время в Америку приезжает британский бизнесмен Форрест Марс, который ищет на новых землях идеи для инвестиций. Нюх на деньги привел этого джентльмена к месту, где кроме купюр, пахло еще и вареными зерновыми культурами.
Неизвестно, почему после встречи с Форрестом Марсом Хузенлауб и Харвел согласились продать свой бизнес, но факт остается фактом: в конце 40-х Converted Rice Inc. стала собственностью Форреста Марса.
Первое, что сделал бизнесмен из Лондона, — это переименовал компанию, которая стала носить всем известное имя Uncle Ben’s. Форест продолжил развивать успешные деловые разработки своих предшественников и воплотил в жизнь кучу собственных идей — их у него было много, ведь в Англии Марс был совладельцем фабрики по производству конфет. В то время рис от Uncle Ben’s уже считался основой рациона американского солдата, а в середине 50-х продукция от дядюшки Бена была признана номером один — почти вся Америка потребляла рис, сваренный по технологии Хузенлауба. В 1952 году Форрест наладил реализацию продуктов в Англии и Франции, увеличив тем самым объемы доходов в десятки раз. Мир, как и Америка в свое время, одобрительно оценил продукцию Uncle Ben’s. Это объясняется тем, что после обработки по технологии Хузенлауба рис уже был почти готов к употреблению: несколько минут в кипятке — и готово, да еще и полезно. В 1960 году прибыль Uncle Ben’s превысила 200 млн. долларов.
Стабильное развитие бизнеса позволило Марсу запустить под маркой Uncle Ben’s новые продукты: кетчупы, приправы, каши, которые также мгновенно стали бестселлерами.
В отличие от некоторых компаний, которые считают, что реклама — это лишний аксессуар, без которого можно прекрасно выглядеть, Uncle Ben’s всегда славилась своими рекламными кампаниями. Лучше всего этот факт описывают цифры: в начале 90-х бюджет на рекламу в компании составлял 18 млн. долларов, что составляло в то время чуть менее 10 процентов от всех доходов Uncle Ben’s. Дядюшка Бен старался идти в ногу со временем: как только на рынках всего мира начали появляться микроволновые печи, в Uncle Ben’s почти мгновенно наладили производство продуктов в специальных упаковках, которые можно было разогревать и потреблять.
Когда потребителя уже трудно было удивить, его постоянно держали в тонусе — новые коричневые, красные сорта риса, специальные мешочки для варки, жареный рис, восточные сорта и т.д.
Сегодня такого бума потребления белого зерна, как в 50-70-е годы, уже не наблюдается, но Uncle Ben’s очень хорошо себя чувствует — стабильный доход, который держится на одном уровне, верная армия потребителей и давние традиции, которые отвечают философии здорового образа жизни.
Что еще нужно для успешного бизнеса?
Разве что улыбка, но и она присутствует — на лице старого доброго и, кажется, вечного дядюшки Бена.