Любой человек, хотя бы один раз, оказывался в ситуации, когда понимание того, как именно следовало «махать кулаками» приходит уже «после драки». И как надо было вести себя, и что сказать, чтобы поставить обидчика на место. Всё понятно и ясно. Но поезд уже ушёл…
В жизни, к сожалению, достаточно часто человек попадает в ситуацию, когда необходимо проявить максимум твёрдости, чтобы отстоять свою точку зрения. Простые и всем известные примеры:
• Друг (сосед) постоянно просит взаймы деньги и столь же постоянно задерживает из возврат;
• Начальник позволил себе нахамить вам в присутствии ваших коллег и/или подчинённых;
• Ваша вторая половина с упорством, достойным иного применения, формирует из вас «личность», вопреки вашим желаниям.
Психологи советуют обратить в этих случаях внимание на несколько простых шагов, совершив которые вы сможете поставить обидчика на место и отстоять свой взгляд на вопрос спора. Изучите эти шаги, используйте в реальных ситуациях, и необходимость прокручивать раз за разом в голове прошедшую ссору или спор с целью поиска необходимого слова, аргумента, жеста, которые следовало использовать в данном случае, отпадёт раз и навсегда.
Первый шаг. Ограничьте и контролируйте язык ваших жестов. Когда вас оскорбляют, ругают или оказывают психологическое давление иным образом, очень легко этому поддаться. И, независимо от вашего сознания, говорить начинает ваше тело, хотя рот остаётся закрытым. Спонтанно человек может начать пожимать плечами, кивать головой, или демонстрировать извиняющиеся улыбки. Этот язык вашего тела лучше любых слов покажет вашему оппоненту, что вы сдаётесь, что он смог ослабить вашу психологическую защиту ещё до того, как предоставил вам шанс что-то высказать в свою пользу.
Обязательно научитесь контролировать свой организм. Спонтанные проявления ваших чувств в форме мимики и жестов необходимо научиться сводить к минимуму. Вместо этого постарайтесь сесть либо встать прямо и посмотрите своему противнику в глаза. Не отводите взгляда и молча выслушивайте его до того момента, пока он не закончит говорить. Постарайтесь не перебивать его при этом.
Дождитесь, чтобы он «выпустил пар», и лишь после этого приступайте к отстаиванию собственной точки зрения. Требуйте от него не перебивать вас, вежливо напоминая о том, что своим поведением вы заслужили право изложить свою точку зрения.
Второй шаг. Говорите обязательно от первого лица и излагайте своё мнение в активном залоге. Именно в активном, а не в пассивном. Начинайте защищать свою точку зрения с использованием таких грамматических конструкций. Как «я думаю…», «я не согласен…», «я не…». Они позволят вам придерживаться предмета вашего спора и позволят предотвратить перевод атаки оппонента на других, не имеющих к этой ситуации никакого отношения, людей.
Даже не пытайтесь признавать собственную вину или извиняться в ходе неприятного разговора, либо ссоры. Если вы хотите постоять за себя, подобные методы неприемлемы. Извиниться можно, но позднее, когда разбушевавшиеся страсти улягутся, и только за то, что сказали не очень приятные вещи.
Третий шаг. Обращайте внимание на интонацию. Интонация и тембр вашего голоса имеют очень важное значение. В голосе не должны проскальзывать истерические нотки, он не должен дрожать, быть излишне тихим и мягким. Говорить следует размеренным ровным голосом с явно звучащими металлическими нотками. Ни в коем случае не завершайте своего ответа интонациёй, взлетающей вверх. Это явный показатель неуверенности. Уход в нижние регистры (падение голоса вместе с окончанием фразы) заставляет воспринимать его, как звучащий авторитетно и весомо.
Четвёртый шаг. Любую ситуацию следует доводить до логического завершения. Последнее слово в споре всегда должно быть вашим. При столкновении с начальником можете для этого завершить спор, выдвинув какое-то предложение или решение. если вам так будет более комфортно, то компромисс. Противостояние с родственниками, друзьями и коллегами по работе можно завершить фразой типа: « Я своего мнения не изменю. Либо принимайте её, либо пусть всё остаётся так, как есть».