ТОП-5 правил эффективного спора

ТОП-5 правил эффективного спора

Все мы разные, и не можем одинаково воспринимать мир, мыслить, оценивать, вести себя. Даже в отношениях близких по духу людей возникают противоречия, разногласия, недопонимание. И приходится отстаивать свою позицию. Но умеем ли мы это делать толерантно и эффективно?

Народная мудрость гласит: «В споре выигрывает не тот, кто прав, а тот, кто умеет спорить». Все зависит от того, с какой целью вы вступаете в спор, и как вы его ведете. Если вам просто необходимо самоутвердиться за счет оппонента, похвастать чем-то, доказать, что вы всегда правы, «опустить», унизить собеседника, если для вас спор – это «разборки», то эти советы вам не нужны.

Если же вы хотите быть достойным, доброжелательным и эффективным партнером, ведущим диалог ради истины или компромисса, то возьмите на вооружение эти правила.

1. Старайтесь не начинать спор в состоянии эмоционального «шторма», на фоне усталости, раздражения, плохого настроения. Ни к чему хорошему это не приведет. Когда эмоции зашкаливают, здравый смысл и логика отдыхают. Договориться вряд ли удастся, а вот потрепать нервы себе и собеседнику получится обязательно.

Если все-таки ситуация вынуждает вести диалог в условиях зашкаливших эмоций, то сначала выпустите пар, накричитесь, натопайтесь (и дайте это сделать партнеру) и только потом, немного успокоившись, ищите возможность договориться.

2. Не спорьте о религиозных взглядах, моральных нормах, о справедливости, красоте, вкусах и тому подобном. Все это из области идеального и субъективного, поэтому прийти к общему знаменателю не удастся. Часто справедливое для одного, может быть несправедливым для другого.

3. Не старайтесь первым выложить все свои аргументы. Дайте собеседнику выговориться, уточните его позицию, определите, чем ваши взгляды отличаются. Кажется, что точек соприкосновения не существует, но это только на первый взгляд. Если захотите, обязательно найдете моменты, где ваши «копья» пересекаются. От них и выстраивайте аргументацию.

Иногда полезно начать со слов: «Я понимаю, что ты…» и четко озвучить мнение оппонента. Человек почувствует, что вы его понимаете, желаете найти компромисс, и будет с большим доверием относиться к вашим аргументам.

Еще вариант: «Возможно, я ошибаюсь, какова ваша позиция?» После такой фразы упрямство партнера по спору, как правило, идет на убыль.

4. Не переходите на личности, не используйте «ударов ниже пояса». Это не делает чести вам и ведет к усилению конфронтации, а не к договоренностям.

К таким приемам относятся ссылки на слухи о человеке, сравнения («А вот Олин муж…»), внимание к внешности, манере одеваться, достатку оппонента («О чем можно говорить с человеком в таком костюме!»), указания на «грехи» собеседника («Вы, помнится, на прошлой неделе опоздали на работу», «Что разведенная женщина может знать о любви?»).

5. Будьте настойчивыми, но не упрямыми, не сдавайтесь, но будьте гибкими. Уступайте в малом, незначительном для вас, чтобы добиться принципиально важного.

Не задевайте самолюбия человека, не ведите диалог с позиции превосходства, Давайте понять собеседнику, что относитесь к нему как к равному, понимаете его позицию и проблемы.

Всегда оставляйте возможность сопернику в споре «сохранить лицо», репутацию, не проиграть «всухую». Например, фраза «Я и сам так думал, но вчера узнал…» даст возможность собеседнику достойно отступить, потому что открылись новые обстоятельства, появилась уточняющая информация.

Как достойно завершить спор?

Если вы потерпели поражение, надо признать свою неправоту, а не обижаться и хлопать дверью. Такая позиция вызывает уважение и желание общаться с «трезвым» партнером дальше.

Если вы выиграли спор, не унижайте оппонента, не поучайте, не насмехайтесь, не говорите, что он некомпетентен (глуп, слаб), а пожмите руку. Скажите, что с ним приятно дискутировать.

И последнее: спор – это интеллектуальный диалог, поэтому не спорьте с дураками, твердолобыми и зомбированными. У них свои, недоступные мыслящему человеку, правила и установки. Параллельные миры не пересекаются, поэтому не будет ни истины, ни понимания, ни компромисса.

Браткова Галина Николаевна

Браткова Галина Николаевна

VN:F [1.9.20_1166]
Рейтинг: +2 (из 2 оценок)
Категория материала: Психология Рубрика: 

Оставьте комментарий

Комментировать
*
© 2011-2017 Stimulas.ru — мотивация и развитие личности. Копирование разрешено только с активной ссылкой.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов