Связь личной и социальной идентичности

Связь личной и социальной идентичности

Внимание: наука!

Когда человек считает необходимым подчеркнуть свою уникальность, он отказывается от восприятия себя как члена группы, и наоборот. Другими словами, личная и социальная идентичность принимаются человеком попеременно, в зависимости от его целей и ситуации, в которой он находится. Так, принятие одного типа идентичности автоматически означает отказ от другого. Эта точка зрения получила название одномерной модели идентичности.

Из этого следует, что социальная идентичность наиболее ярко выражена у людей, которые проводят четкое различие между «я» и «другие» и небольшое — между «я» и «мы», поскольку подчеркивание различия между «я» и «мы» приводит к принятию личной идентичности и уменьшению выраженности социальной. И действительно, результаты исследований показывают, что, чем меньше различие, которое человек проводит между «я» и «мы», тем чаще он демонстрирует ингрупповой фаворитизм/аутгрупповую дискриминацию, и меньше способен к пониманию членов аутгруппы, принятию их целей и ценностей.

Сторонники этой точки зрения полагают, что любое взаимодействие между людьми может быть расположено на континууме от чисто межличностного, субъектами которого являются люди, стремящиеся подчеркнуть свою уникальность, до межгруппового, в котором принимают участие те, кто рассматривает себя как часть группы. Актуализация одного из двух типов идентичностей зависит от ряда факторов, среди которых:

А. Ситуация общения, прежде всего тип взаимодействия: межгрупповое взаимодействие провоцирует актуализацию социальной, а межличностное — личной идентичности. При этом разные ситуации межгруппового взаимодействия провоцируют актуализацию разных типов социальной идентичности: межэтническое взаимодействие — этническую идентичность, межвозрастное — возрастную и т. д. Основными факторами, определяющими вид межгрупповой ситуации, являются:

Аутгруппа, которая находится в поле зрения членов ингруппы, может появиться в скором времени или сравнение с которой важно для субъекта восприятия;

  • Ингруппа, к которой человек себя причисляет;

Б. Индивидуальные особенности человека:

  • Социальная идентичность важнее для юношей и стариков, а личная — для детей и людей среднего возраста;
  • Люди, которые пережили личную трагедию (развелись, потеряли работу), стараются примкнуть к группе, пытаясь переопределить свою идентичность;
  • Для людей в коллективистских культурах более важной является социальная идентичность, а в индивидуалистских — личная. Это выражается в том, что жители индивидуалистских культур, описывая себя, «забывают» о своей принадлежности к группам.

Положение о том, что социальная идентичность одномерна, т.е. о способности человека в каждый момент времени актуализировать либо индивидуальную, либо социальную идентичность было введено в теорию социальной идентичности не сразу и до сих пор вызывает критические замечания. Критика этого положения основана на данных, полученных в разных разделах социальной психологии, например, при изучении малых групп. Основное критическое замечание заключается в том, что в ряде ситуаций усиление идентификации человека с группой приводит к актуализации личной идентичности. Например, наиболее конформный член группы, который полностью соглашается с ее нормами, т.е. обладает выраженной социальной идентичностью, в то же время подчеркивает различие между собой и другими членами группы, утверждая, что он лучше выполняет ее нормы, чем остальные, т.е. актуализирует личную идентичность.

Это критическое замечание привело к созданию двухмерной модели идентичности, согласно которой актуализация личной и социальной идентичностей происходит независимо друг от друга. В частности, Дж. Стефенсон предлагал рассматривать личную и социальную идентичности как независимые измерения «Я» концепции и выделял четыре ситуации взаимодействия между ними (сильно выраженная социальная идентичность; сильно выраженная личная идентичность; сильно выраженные личная и социальная идентичности; слабо выраженные личная и социальная идентичности). Эта точка зрения также получила экспериментальное подтверждение. В частности, было показано, что люди, считающие себя членами социальной группы, подчеркивали различия между собой и другими членами ингруппы, т.е. использовали личную идентичность. Вместе с тем акцентирование внимания людей на индивидуальных различиях порождало межгрупповую дифференциацию, что говорит об использовании социальной идентичности.

Несмотря на то что вопрос о соотношении личной и социальной идентичности до сих пор остается открытым, в основе большинства исследований лежит одномерная модель идентичности.

Каждый человек обладает несколькими социальными идентичностями

Каждый человек обладает несколькими социальными идентичностями, поскольку является членом многих малых и больших групп, выделенных по признаку пола, возраста, этнической/расовой принадлежности, образования, хобби и т. д. Важность разных видов социальных идентичностей зависит от индивидуальных особенностей людей, их опыта. Например, русскоязычные мигранты из ближнего зарубежья реже, чем местное население России, определяют себя в терминах пола и семьи, но чаще в терминах профессии, этнической принадлежности, российского гражданства. Кроме того, для представителей низкостатусных групп этническая и религиозная принадлежность более значимы и чаще выступают в качестве дифференцирующих факторов, чем для представителей группы, доминирующей в численном или культурном плане.

Содержание и важность каждой из них зависит от важности и содержания других. Это предположение подтверждается результатами ряда эмпирических исследований, например:

  • Оценка профессиональной идентичности «медсестра/медбрат» зависит от половой идентичности субъекта восприятия: женщины считают ее более важной, чем мужчины;
  • Содержание и оценка национальной идентичности у евреев в Израиле зависит от их религиозности. Чем менее религиозны израильские евреи, тем более важна для них израильская гражданская идентичность («Быть евреем — значит быть гражданином Израиля»), тогда как религиозные евреи объединяют религиозную и еврейскую национальную («Быть евреем — значит иметь соответствующую национальность») идентичность;
  • Важность национальной идентичности «австралиец» зависит от политической идентичности субъекта восприятия: австралийцы с правой политической ориентацией позитивнее, чем австралийцы с левой относятся к внутренним и внешним друзьям своей страны, и негативнее — к внутренним и внешним врагам;
  • Важность профессиональной идентичности «ветеринар» зависит от организации, в которой работает человек, и от его статуса в ней. Владельцы ветеринарных клиник сильнее идентифицируются со своей организацией, чем с профессией ветеринара или непосредственной рабочей группой. Наемные работники ветеринарных клиник идентифицируются с организацией и рабочей группой сильнее, чем с профессией ветеринара. Ветеринары, работающие в организациях, не специализирующихся на лечении животных, сильнее идентифицируются с профессией и рабочей группой, чем с организацией.

Актуализированная социальная идентичность оказывает влияние на восприятие человеком мира и его поведение. Например, в одном исследовании у несовершеннолетних правонарушителей актуализировали семейную или криминальную идентичность. В первом случае их просили подумать о членах семьи, а во втором — о криминальной группе, в которую они входят. После этого они читали описание поступка, связанного с противостоянием власти, совершенного в публичной или приватной ситуации. Участников просили представить себя на месте главного героя, оценить его поведение. Кроме того, им давалась возможность подобрать оправдание этого поступка.

Результаты исследования показали, что вне зависимости от актуализированной идентичности, люди одинаково оценивали поступок, совершенный в публичной ситуации. Однако, оценивая поступок, совершенный в приватной ситуации, люди, у которых была актуализирована семейная идентичность, выражали более негативное отношение. Кроме того, люди, у которых была актуализирована семейная идентичность, более активно искали оправдания поступку, совершенному в публичной ситуации, чем люди с криминальной идентичностью.

Социальные идентичности различаются по количеству связей с другими идентичностями. Идентичности, обладающие большим количеством связей, легче извлекаются из памяти и оказывают большее влияние на поведение.

VN:F [1.9.20_1166]
Рейтинг: 0 (из 0 оценок)
Категория материала: Психология Рубрика: 

Оставьте комментарий

Комментировать
*
© 2011-2017 Stimulas.ru — мотивация и развитие личности. Копирование разрешено только с активной ссылкой.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов