Психологические особенности интернет-мышления

Психологические особенности интернет-мышления

Внимание: наука!

Средства массовой коммуникации являют собой важное средство мышления человека в современном мире. Включение субъекта в отношения массовой коммуникации меняет его модель восприятия информации, мышления и поведения, увеличивает психические возможности индивидуума, многократно интенсифицирует обмен информацией между людьми.

Выделяется четыре основных признака интернет-мышления (или сетевого текста): гиперссылки, одновременно дающие возможность более глубокого проникновения в суть исследуемой проблемы и полного отхода от нее, утраты основной задачи в ходе движения по маргинальным текстам (условно говоря, «примечания» могут победить «основной текст»); ассортикомпозиция, когда мысль кристаллизуется из хаотичного набора разнообразных данных и сведений, «выложенных» перед сознанием подобно товарам на прилавке; специфический темпо-ритм, когда все лишнее отсекается, лексика максимально субстантивирована, предложения лаконичны, эллиптичны, дискретны; и, наконец, особая стилистика интерактивности (публичной субъективности, обслуживающей потребность личности в самовыражении и самоутверждении посредством массовой коммуникации.

Эти размышления и обобщения позволяют нам обратиться к сетевому мышлению (используем это понятие как равноправный синоним понятия «net-мышление») в контексте стратегии развития информационного общества как совокупности противоречий.

Первое и наиболее значимое противоречие возникает между техническим усложнением системы и одновременным упрощением пользования ею.

Пользователи и создатели технологий могут стать представителями суть разных классов (и сейчас уже это очевидно), а если учесть, что общая стратегия развития информационного общества предполагает упор делать исключительно на распространение пользовательских функций, то можно представить себе намечающийся разрыв социального плана. Предположим, третий стандарт старшей средней школы в России не учитывает значимость изучения современного технического «устройства» сетей, знание основных протоколов и собственно условий существования Интернета. Между тем еще М. Кастельс в «Галактике Интернета» огромный упор сделал именно на характеристику технической стороны, поскольку основным пафосом его исследования было показать, что сама архитектура сетей несет свою философию – философию свободы и открытости. Если современное информационное общество будет исключительно обществом «пользователей», то возникает угроза зависимости «пользователей»-«элои» от «технарей»-«морлоков», что может, в свою очередь, стать причиной не только социальных кризисов разного рода, но, в первую очередь, застоя и нежелательных «маршрутов развития» сети.

Второе противоречие непосредственно касается образовательных стратегий. Существует довольно старый спор о сути образования – усваивать готовые знания или усваивать алгоритм поиска – где взять нужное готовое знание. Долгое время второй подход казался более прогрессивным. Однако рассмотрим современное состояние организации любой умственной деятельности. Для осуществления того или иного умственного действия любой исследователь сейчас обращается к интернет-поиску.

Интернет

Это может быть как совершенно примитивный запрос в поисковике, так и более изощренный маршрут движения по информации, «спрятанной» в рамках различных узлов сети. Но как бы ни был изощрен в своих навыках исследователь, он оказывается в пространстве net-мышления. Устойчивое мнение о том, что Интернет – лишь техническое средство доставления информации подобно большой библиотеке, должно быть пересмотрено. Найдя нужный источник, пользователь оказывается в ситуации «скоростного поиска» нужного ему фрагмента или обращается к синопсисам, дайджестам вместо того, чтобы составить собственную «выжимку» источника. Получается, что, научив человека поиску, образование оставляет его память без всякого «интеллектуального багажа». Ведь смысл конспектов и рефератов в «старой» образовательной системе был направлен на формирование интеллектуальной гибкости, навыков обобщения и концептуализации. Получая все время готовые концепции, мышление утрачивает сами навыки оперирования большими целостными текстами, поскольку эти навыки оказываются невостребованными для достижения поставленных целей.

Поэтому третьим противоречием следует назвать противоречие между все более усложняющимися задачами, которые ставит перед человечеством бытие, и все более упрощающимся аппаратом мышления. Характерна в связи с этим статья Николаса Карра «Делает ли Гугл из нас идиотов?». Опираясь, в основном, на собственные ощущения, Карр отмечает, что, будучи интенсивным пользователем Интернета, он заметил, что почти полностью утратил способность к восприятию длинных, объемных текстов, требующих длительной концентрации внимания и самостоятельного отбора главного.

Представим в связи с этим, что образовательная модель могла бы быть выстроена на архаических принципах, когда студент постоянно оказывался бы в ситуации создания того или иного рассуждения без возможности обращения к Интернету, опираясь только на свой «внутренний» интеллектуальный багаж.

С точки зрения развития информационного общества это нонсенс, искусственное «консервирование» обучающегося, но с точки зрения стратегических задач развития мышления это совершенно правильная методика обучения.

Возможно, значимой задачей перехода к информационному обществу следует признать глубокую рефлексию по поводу самих процессов человеческого мышления, основных мыслительных операций, общих логических заключений и методов получения и усвоения нового знания. Возможно, и сама знаниевая модель могла бы быть пересмотрена в сторону более серьезного отношения к деструктивному воздействию перехода человечества к моделям net-мышления.

Что же касается интерактивной стороны, то это иная сторона медали. Говоря о сетевом мышлении как мышлении публичном, когда личность настроена на обнародование всех (и, благодаря блогам, иногда ничтожнейших) мыслей, чувств, ассоциаций и т. п., следует отметить, что основными параметрами такого мышления будут:

– преодоление страха общения и готовность к публичной саморепрезентации;

– превращение любого факта своей индивидуальной психической, мыслительной жизни в новость;

– соучастие в постоянном, беспрерывном уплотнении информационной среды (внесение своей лепты в современное информационное пространство).

Кажется также чрезвычайно значимым, что развитие Интернета в последнее время показывает уменьшение такого значимого в прошлом фактора сетевого общения, как анонимность. Современные акторы – как в социальных сетях, так и в различных форумах – либо однозначно детерминированы и соотнесены с реальной личностью, либо, хотя и имеют ник, однозначно «рассекречены» в сообществе коммуникантов. Поэтому наиболее значимым следует признать именно преодоление социальной обособленности и замкнутости благодаря развитию net-мышления.

В этом смысле собственно коммуникативная среда Интернет кажется скорее позитивной (в общем социальном смысле), чем несущей какие-то крупные угрозы. Зато собственно знаниевая среда с переходом к новому витку развития общества поставлена под угрозу и нуждается либо в активных действиях по ее стратегическому культивированию, либо в адекватной научной рефлексии по поводу происходящих процессов.

VN:F [1.9.20_1166]
Рейтинг: +2 (из 2 оценок)
Категория материала: Психология Рубрика: 

Оставьте комментарий

Комментировать
*
© 2011-2017 Stimulas.ru — мотивация и развитие личности. Копирование разрешено только с активной ссылкой.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов