Проблема детерминации психического развития

Проблема детерминации психического развития

Внимание: наука!

Тема детерминизма (причинной взаимосвязи) психического развития впервые была поднята философией. Противоречивость мнений, какие причины – биологические (то есть внутренние, которые обусловлены генетически) или социально-культурные (внешние, связанные с культурными нормами) — имеют первостепенное значение, ведется уже много лет.

Исторически сложились следующие противоположные теории детерминизма прогресса – теория природы (унаследование) и теория среды (воспитание, обучение).

Природная теория, или нативизм, обязана своим происхождением Ж. Ж. Руссо, уверенному в существовании естественных законов совершенствования, согласно которым взрослые должны оказывать наименьшее влияние на детей.

В биологии известна концепция, объясняющая ментальную эволюцию как разворачивание некоей изначально запрограммированной биогенетической системы, ее проявление в реальном аспекте жизни.

Преформизм – концепция, рассматривающая организм как некую «биоматрицу», содержащую эмбрионы всех будущих генераций, исходя из этого ничего принципиально нового ожидать не стоит, никакой эволюции и «апгрейда». По мнению нативистов-преформистов, знания и навыки находятся в самой основе человеческого организма, следовательно их проявление имеет унаследованную природу, то есть генетика – основополагающая причина. Здесь под развитием понимаются и стадии созревания и роста, осуществление генетической поведенческой программы, что не обусловлено воспитанием и обучением и т. п. когнитивной сферой психического воспитания. Тип развития, при котором изначально известны те ступени, которые будут пройдены, и итог, к которому приведет достижение явления, именуется преформированным. К нему относят эмбриогенез. В психологической науке тоже имели место попытки представления психической эволюции ребенка как преформированное в своей основе (теория С. Холла).

Противоположную точку зрения имел британский эмпирист Джон Локк, утверждавший, что новорожденный – это чистое сознание и потому первостепенные критерии психического усовершенствования как раз осознанные (образование и эмпирический метод), а вовсе не унаследованные. В биологии теория о развитии в виде поэтапного совершенствования, когда направление прогресса не предопределяется изначально, назван эпигенезом. В психологии и философии данная теория содержится в основе теорий познания — эмпиризма и сенсуализма. Образцами непреформированного варианта развития можно назвать биологическую эволюцию и историческую эволюцию социума.

Задача современных исследований – раскрытие характера психического прогресса, соединив преформированный и непреформированный варианты прогресса, то есть допустить некий условную завершающую точку прогресса и различные пути ее достижения. Для определения процесса развития в метафорическом качестве применяется термин «эпигенетический ландшафт», которое было обосновано К. Уоддингтоном. Эволюционирующий организм сопоставляется с шаром, который скатывается с горы. Разнообразное и непредсказуемое размещение впадин и холмов (ландшафт), преодолеваемых им, отражает суть вероятных естественных вариаций прогресса и вместе с тем ограничения маршрута движения. Помимо этого, на изменение направления курса шара может также влиять происходящее в окружающей среде, что представляется в виде глубоких впадин, выбраться из которых еще труднее. Главный принцип этой теории исходит из того, что к равнозначному конечному итогу можно прийти различными путями.

Неординарную точку зрения о генезисе детского развития психики высказал Л. С. Выготский, считавший, что детское психическое усовершенствование является непреформированным в смысле отсутствия врожденной программы, которой обусловлены содержание, формы и уровень успехов. Но при этом это другой тип прогресса, который обусловлен сверху – идеальными условиями, в которые входят исторические условия, уровень материальной и духовной культуры социума, виды теоретической и практической деятельности, имеющие место в обществе на данный момент. По мнению другого психоаналитика А. Н. Леонтьева, окончательные формы психического развития ребенка, происходящего в виде усвоения социальных навыков, идеальных форм, не даны, но «установлены объективными явлениями окружающей реальности».

Профессор Ю.И.Александров. Лекция «Происхождение психики в эволюции»

VN:F [1.9.20_1166]
Рейтинг: 0 (из 0 оценок)
Категория материала: Психология Рубрика: 

Оставьте комментарий

Комментировать
*
© 2011-2017 Stimulas.ru — мотивация и развитие личности. Копирование разрешено только с активной ссылкой.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов