О привязанности по-научному

Привязанность

«Склонность образовывать сильные эмоциональные связи с другими – основной элемент человеческой природы»
(Джон Боулби)

Боулби сформулировал теорию привязанности. Он провел обширные исследования этой разновидности человеческих отношений, определил их роль в эволюции вида, сформулировал характерные черты. Согласно его определению, привязанность – это устойчивая психологическая связь между людьми. Основные ее проявления:

• стремление находится вместе с субъектом привязанности;

• ощущение беспокойства при его отсутствии;

• стремление к нему в моменты опасности, страха для ощущения комфорта;

• привязанность дает ребенку ощущение защиты и безопасности, необходимое для исследования им окружающего мира.

В продолжение к последнему утверждению он сформулировал следующее:

• страхам подвластны в большей степени те дети, у которых нет уверенности в постоянной доступности первичного родителя-опекуна;

• эта уверенность закладывается в критичный период развития, и ожидания на ее счет формируются на всю жизнь;

• эти ожидания – результат фактически полученного опыта.

Отсюда видим, что на то, как складывается наша личная жизнь, влияет наш детский опыт общения с близкими. Но большую роль все-таки играет опыт, полученный в промежутке. Также немаловажны отношения родителей между собой. Стили привязанности в раннем периоде не всегда такие, как в зрелом возрасте, но они помогают предвидеть будущую манеру поведения.

Принято классифицировать следующие стили привязанности:

1. Тревожно-амбивалентный стиль

Этот вид привязанности встречается нечасто. Она связана почти всегда с отсутствием матери. Эти дети крайне недоверчивы к незнакомым, страдают при отлучении от родителей, не успокаиваются по их возвращении, также могут выражать к ним агрессию или отвергать, не принимая заботы. Если этот стиль присущ взрослому, ему характерно избегание близости, беспокойство насчет ответных чувств партнера, они особенно страдают от разрыва отношений, которые часто провоцируют отдалением.

2. Надежный стиль

Этим детям свойственно предпочитать общение с родителями, чем с незнакомцами, искать утешение и защиту у взрослых. Они сильно грустят в моменты их отъездов, при этом сильно радуются возвращению. Ребенок с надежным стилем ведет себя менее агрессивно, более зрелый по восприятию окружающего мира, чем дети с другими стилями. Такие дети обычно у тех родителей, которые часто с ними играют, внимательны и без задержек удовлетворяют направленные им запросы. На процесс формирования этого стиля влияет много факторов, их наличие или отсутствие. Один из важнейших – отзывчивость матери в первый год жизни, например, любознательность у ребенка будет не особо развита от несвоевременных ответов с ее стороны или в случае препятствования деятельности малыша. Такое чадо будет чаще плакать. Если ответов не будет вовсе, ребенок будет отвергать контакт в дальнейшем.

Взрослые с надежным стилем – частое явление, согласно статистике таких людей 56%. Им присуще стремление к социальной поддержке, они умеют доверять и делиться переживаниями, ведут долгосрочные отношения. Женщины с этим стилем оптимистично и позитивно настроены к своим романтическим отношениям, в сравнении с другими. У этих людей нет проблем с самооценкой.

3. Избегающий стиль

Дети избегают общества родителей, они не отказываются от их внимания, но и не проявляют инициативу сами, а если нужно выбирать, с кем взаимодействовать, не окажут предпочтения родителям перед незнакомыми людьми. У взрослых часто бывают проблемы в личной и интимной жизни, ведь они не особо вкладывают в отношения эмоции. Разрыв переносят легко и не особо грустят. Склонны к отговоркам с целью избежать близкого контакта (занят, работа …), не привязываются к партнеру эмоционально, готовы к случайным связям, не способны сопереживать и поддерживать партнера.

4. Дезорганизованный стиль

Таких детей присутствие взрослых часто смущает. Их реакции на поведение родителей или воспитателей зачастую непредсказуемы, предположительно такая манера поведения свойственна и их мамам с папами, чья непоследовательность в действиях вызывает у малыша и уверенность в них, и страх.

VN:F [1.9.20_1166]
Рейтинг: 0 (из 0 оценок)
Категория материала: Психология Рубрика: 

Оставьте комментарий

Комментировать
*
© 2011-2017 Stimulas.ru — мотивация и развитие личности. Копирование разрешено только с активной ссылкой.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов