Невербальная коммуникация предполагает включение в процесс общения не речевых, а иных средств взаимодействия индивидов между собой. Ее можно условно разделить на три большие группы средств сообщения:
1) движения тела;
2) вокабулярная характеристика речи (скорость, уровень высоты, ритмика, громкость);
3) использование в общении объектов вещного мира (например, цветы в качестве сообщения о влюбленности или уважении).
В отличие от словесного сообщения, с помощью большинства невербальных знаков значительно легче выразить оттенки эмоций.
Функции невербального общения
Психологи определяют три основных функции невербального взаимодействия, в ходе которых она сопровождает вербальный контакт:
1) дополнение (в том числе, усиление и повторение вербального посыла);
2) опровержение словесных сообщений;
3) регуляция взаимодействия.
Так, дополнение свидетельствует о том, что невербальное послание расцвечивает речь, придает ей выразительности, вносит уточнения или помогает лучше понять ее содержание (один человек сообщает другому, что очень рад его встретить, и при этом обнимает – осуществляется усиление эмоции).
Опровержение указывает на противоречие невербального посыла вербальному. Например, в ответ на вопросительную фразу: «Вам нравится?» оппонент смущенно улыбается, отводит взгляд и произносит: «В целом — да». Его невербальные проявления в данный момент говорят о том, что ответ «да» не полностью правдив. Невербальное сообщение чаще всего спонтанно и менее управляемо сознанием.
Следовательно, оно в большей мере аутентично. При расхождении смысловой или эмоциональной направленности невербальных и вербальных сигналов искать истину следует в первых.
Замещение – это использование средств невербальной коммуникации взамен словесной (например, в очень шумном помещении один человек не словами, а взглядом и жестами зовет к себе другого).
Регулирование – это употребление возможностей невербальных взаимодействий, разных невербальных знаковых символов для регуляции коммуникации между индивидами (повороты головы и корпуса, касания, высота и тон голоса собеседника и т.д.).
Невербальное сообщение как коммуникативная единица
Невербальные сообщения – это своеобразные индикаторы эмоциональных состояний, «маяк» отношения индивида к окружающим его людям. В любой ситуации всегда присутствует невербальное отношение, выраженное в большей или меньшей степени.
Невербальная коммуникация в межличностном сообщении осуществляется по четырем основным каналам:
1. Коммуникация акустическая – посредством звуков. Она подразделяется на:
- экстралингвистику (вздохи, интонационные паузы, покашливание, варианты смеха, плач);
- просодику (уровень громкости и высоты голоса, его темп, тембровый дипазон).
2. Оптическая коммуникация (или кинесика) – общение посредством изменения жестов, мимического «рисунка», разнообразных выражений глаз и лица в целом. Она предполагает:
- «говорящие» движения (контакт, устанавливаемый взглядом, различные позы и жесты);
- физиогномику (характерные изменения лица и тела, основанные на анатомическом строении тела человека).
3. Тактильно-кинестетическая коммуникация – взаимодействие посредством прикосновений. Данное общение называют еще такесикой, предполагающей похлопывающие и поглаживающие жесты, пожатие рук, поцелуи и т.п.
4. Ольфокторная коммуникация, основанная на межличностном взаимодействии при помощи запахов (запах духов, одеколона и т.д.).
Перечисленные виды невербального взаимодействия между индивидами, разумеется, не изолированы один от другого. Они находятся в непрерывном взаимодействии, иногда один вид дополняет другой, а порой они вступают в противоречие.
Чтобы понять истинный эмоциональный настрой собеседника, необходимо внимательно воспринимать все посылаемые им невербальные сообщения и в зависимости от контекста определить доминирующее среди них.