Социализация личности – это процесс внедрения индивида в общественную жизнь в процессе общения с другими участниками коллектива. Этот навык идет бок о бок с человеком всю его жизнь и меняется в зависимости от окружающих факторов. Психологи считают социально зрелой личностью человека, обладающего ответственностью за свои поступки перед обществом, способностью самостоятельно принимать социально значимые решения, имеющего развитое чувство толерантности и умение правильно вести себя в профессиональном, семейном, общественном кругах.
Пути развития антисоциализации
В силу разнообразных причин у индивида с самого начала формируется неприемлемое для общества поведение, конфликты с социумом. Человек не имеет возможности войти в круг общения и остается за «бортом».
Процесс отчуждения личности обычно идет по одному из двух сценариев:
- с антисоциальными проявлениями, опасными для общества;
- более мирная дезадаптация без противозаконных действий.
Причины отчуждения личности
У истоков формирования антисоциального поведения стоит тот же самый социум, семья и особенности воспитания индивида. Агрессивность родителей по отношению к своему ребенку, сложное положение внутри семьи, неполные семьи, некорректное поведение взрослых, грубость педагогов способствуют развитию антисоциального отчужденного поведения подростка. Свою лепту вносит и низкий уровень жизни семьи, алкоголизм, наркомания внутри коллектива, тяжелые заболевания родителей, неспособность их организовать уют внутри семьи.
Но бывают и более завуалированные случаи, когда подросток воспитывается в достаточно социальной семье, в доброжелательных условиях в школе, тем не менее начинает вести себя антисоциально, начинает отстраняться от общества, противопоставляет себя окружающим. Это пример косвенной десоциализации.
Если говорить о семьях, в которых воспитываются будущие преступники, нужно обратить внимание, что зачастую там правит тоталитаризм, ребенок не имеет права слова и жестко наказывается своими родителями за любые проступки.
Есть и обратная сторона медали – это семьи, в которых разрешено абсолютно все.
Если пытаться структурировать основные направления антисоциального поведения, то можно выделить основные вехи:
- многократное преувеличение, гипертрофия своего «Я»;
- отстранение от общества;
- фанатизм, то есть превозношение какой-либо идеи, ценности;
- пассивное поведение без учета своих интересов;
- суицидальные наклонности;
- противозаконные действия, склонность к преступной жизни.
Профилактика преступности
Заниматься подростками, переступившими грань закона, нужно незамедлительно. В случаях явных противозаконных действий такого человека в дело вступает административное и уголовное право. Для скрытых антисоциальных подростков используют различные методы перевоспитания, беседы с психологом, проводят реабилитационные меры. Заниматься такими «отчужденными» необходимо как можно раньше, поскольку только в этом случае можно рассчитывать на положительный результат.
Как помочь подростку?
В первую очередь нужно создать благоприятные условия проживания для «чужого», организовать возможность заниматься любимым делом помимо обучения, общаться со сверстниками. Важным условием создания почвы для оздоровления такого подростка будет сближение с родителями, доверительные отношения в семье, открытость со стороны родственников.
Обязательным должно быть желание родителей помочь своему ребенку выйти из сложившейся ситуации. Можно обращаться к общечеловеческим ценностям: это потребность в любви, дружбе, общении, в самосовершенствовании. Работая с «отчужденным», психологи растормаживают в нем добродетели, положительные стороны его самосознания. Сначала в беседах налаживают контакт, устанавливают дружелюбные отношения, затем, когда контакт установлен, приступают к рассмотрению сложившихся проблем и способов ее решения.
Нарушение социализации начинается с семьи, поэтому оздоровление внутрисемейных отношений – это важнейшая задача предупреждения десоциализации.