Методики изучения социальной категоризации

Характер восприятия и запоминания информации об окружающих людях

Внимание - наука!

Для изучения социальной и самокатегоризации используется два типа методик. В методиках первого типа человеку задают прямые вопросы о его самокатегоризации. Ко второму типу относятся методики, в основе которых лежит предположение о том, что актуализация социальной категории влияет на характер восприятия и запоминания информации об окружающих людях.

В рамках этих методик показателями использования определенной социальной категории выступают:

  • Различие личностных черт, социальных установок и ценностей, приписываемых членам разных социальных групп (межгрупповая дифференциация). Членам группы-категории, использующейся для самокатегоризации, приписываются более позитивные особенности, чем членам других групп;
  • Позитивность/негативность эмоциональной оценки членов разных социальных групп (межгрупповая дифференциация). Группа-категория, использующаяся для самокатегоризации, получает более позитивную оценку, чем другие группы;
  • Вероятность узнавания и выделения слов и символов, ассоциативно связанных с актуализированной категорией. Показателем использования определенной социальной категории является повышенное внимание, уделяемое связанным с ней словам и символам, что увеличивает вероятность их опознания;
  • Качество запоминания и воспроизведения информации, со-ответствующей категориальной принадлежности оцениваемого человека. Показателем актуализации определенной социальной категории является улучшение запоминания и воспроизведения той информации об объекте восприятия, которая роднит его с другими членами его социальной группы (например, отсутствие молодого человека у девушки с нетрадиционной сексуальной ориентацией), и ухудшение той, которая подчеркивает его уникальность и не соответствует выбранной социальной категории;
  • Точность сопоставления членов разных социальных групп с их изображениями, совершенными ими поступками или сделанными высказываниями.

Например, для определения категорий, используемых при социальной категоризации/самокатегоризации, была создана специальная экспериментальная процедура, в ходе которой респонденты наблюдают групповую дискуссию людей, принадлежащих к разным группам (половым, возрастным, этническим и т. д.). Потом респондентов просят вспомнить, какому участнику принадлежало каждое высказывание, сделанное во время групповой дискуссии. Исследователи считают количество ошибок, сделанных респондентами. Когда внутрикатегориальных ошибок больше, чем межкатегориальных, т.е. когда люди часто путаются, приписывая высказывания одной женщины другой женщине, но редко путают женщину и мужчину, это означает, что при категоризации они используют категорию «пол». Это предположение основано на том, что люди воспринимают объекты, входящие в одну категорию, как более похожие друг на друга, чем объекты, принадлежащие к разным категориям, а потому путают их чаще.

Как правило, эта методика, получившая название «Кто сказал что?», используется для определения того, каким образом отдельные люди объединяются субъектом восприятия в одну социальную группу — категорию. Однако иногда применение этой методики дает исследователям возможность выявить существующую в обыденном сознании классификацию этих групп. Например, Д. Хэмилтон и коллеги, выделив на первой стадии исследования житейскую классификацию, включающую в себя пять типов групп, на второй стадии предъявляли респондентам фотографии 60 мужчин. Каждая фотография предъявлялась им в течение 3 секунд. Подпись под портретом определяла, членом какой группы является данный мужчина. Было использовано 6 групп, принадлежащих к трем разным типам [семья/друзья (группы близкого общения), коллеги/присяжные (группы, ориентированные на выполнение задачи), французы/пресвитериане (социальные категории)]. После этого респонденты снова должны были посмотреть на каждую фотографию и определить, член какой из вышеперечисленных групп на ней изображен. Авторы исследования предположили, что люди лучше различают членов групп, относящихся к разным типам, чем членов групп одного типа. Следовательно, они будут чаще путать членов групп одного, а не разных типов. Действительно, результаты эксперимента показали, что респонденты чаще путали мужчин, принадлежащих к группам одного типа.

Однако некоторые исследователи полагают, что ошибки, которые допускают респонденты при использовании этой методики, могут быть вызваны разными причинами. В качестве таких причин может выступать не только использование социальных категорий при восприятии информации, но и некачественное запоминание с последующим угадыванием как самих высказываний, так и отдельных коммуникаторов.

Это критическое замечание привело к модификации описанной выше методики. В этой модификации, прослушав сообщения, сделанные разными коммуникаторами, респондент сначала определяет, была ли предъявляемая во второй части методики фраза вообще произнесена, и только потом решает, кем именно.

Эта модификация, по мнению авторов, позволяет разделить следующие стадии процесса категоризации и воспроизведения информации:

  • Запоминание высказываний («Насколько точно запоминаются сделанные коммуникаторами утверждения?»);
  • Запоминание коммуникаторов («Насколько точно запоминаются люди, сделавшие каждое утверждение?»);
  • Использование социальных категорий при восприятии информации («Используется ли категориальная принадлежность коммуникатора для определения авторства выступления при условии запоминания респондентом содержания высказываний?»);
  • Угадывание категориальной принадлежности коммуникатора при условии его неточного запоминания;
  • Угадывание того, было ли сделано утверждение, при условии его неточного запоминания;
  • Угадывание конкретного коммуникатора, относящегося к выбранной социальной категории при условии его неточного запоминания.
VN:F [1.9.20_1166]
Рейтинг: +1 (из 1 оценок)
Категория материала: Психология Рубрика: 

Оставьте комментарий

Комментировать
*
© 2011-2017 Stimulas.ru — мотивация и развитие личности. Копирование разрешено только с активной ссылкой.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов