Изменения в профессиональной сфере личности среднего взрослого возраста

Изменения в профессиональной сфере личности среднего взрослого возраста

Средний взрослый возраст является насыщенным и в профессиональном аспекте самореализации. На этом отрезке жизненного пути личности, совершив удачное профессиональное самоопределение и имея существенный профессиональный опыт, она достигает профессионализм.

Профессионализм — системное качество личности, которое проявляется как высокий уровень овладения профессиональной деятельностью, внесение индивидуальных достижений в профессии, стимуляция в обществе интереса к своей работе.

Операционный компонент проявляется в наличии квалификационных знаний, умений, навыков, способностей, результатом его функционирования является профессиональная компетентность; мотивационный сосредоточивает актуальные для личности мотивы педагогической деятельности и локализуется в профессиональной направленности; смысловой, которому присущи Я-концепция профессионала и профессиональная самооценка, проявляется через профессиональное самосознание.

Важным проявлением самосознания субъекта труда является профессиональная самооценка, которую российский психолог А.И. Петанова рассматривает как значительное условие профессиональной успешности.

Профессиональная самооценка — оценка субъектом труда самого себя как специалиста, своих профессиональных возможностей, качеств, достижений и места в профессиональной среде.

Как и личностная самооценка, на базе которой формируется профессиональная, она также бывает адекватной и неадекватной. Эти характеристики по критерию соответствия действительности распространяются как на профессиональную самооценку результата, так и на потенциал. Важно, по мнению А.И. Петановой, что низкая самооценка далеко не всегда является свидетельством «комплекса профессиональной непригодности», наоборот, низкая самооценка результата в сочетании с высокой оценкой потенциала является фактором профессионального саморазвития личности.

Механизмы достижения профессионализма находящиеся в неразрывной связи с личностным развитием субъекта труда выясняет перспективная наука — акмеология, которая специализируется на изучении закономерностей и механизмов развития человека на этапе его зрелости. Согласно исследованиям представителей акмеологии А.А. Деркача, В.Г. Зазыкин, Н.В. Кузьминой, А.А. Реана и других, профессионализм включает в себя профессионализм личности и профессионализм деятельности.

Достижение человеком среднего взрослого возраста профессионализма профессиональной деятельности способствует поддержанию положительной Я-концепции, повышает уровень самоуважения. Поскольку настоящий профессионализм требует постоянного самосовершенствования, то субъект труда все время находится в саморазвитии.

Средний взрослый возраст — это не только период профессиональных достижений и их сохранение, но анализ и оценка трудовой карьеры, которые провоцирует кризис середины жизни. В связи со старением и семейными изменениями осуществляется переоценка ценностей, которая видоизменяет приоритеты. Так, профессиональная деятельность на протяжении ранней взрослости была главным средством самореализации мужчин и залогом их успешности. В средней взрослости многие мужчины уже определяет главными ценностями семью и здоровье, а потом работу, что сначала в основном характерно для женщин.

Дискомфорт и разочарование могут вызвать низкие темпы карьерного продвижения, неприглядный смысл работы и т.п.. Недовольство работой обостряется, если она не дает перспективы достаточного материального обеспечения старости.

Иногда вследствие переоценки профессиональной карьеры происходит изменение ее направления. Кардинальная смена работы или профессии является сильным стрессогенным, так как адаптивные возможности психики и организма человека этого возраста уже несколько ограничены. Потеря работы может сказаться на психологическом здоровье личности, временно ее дезорганизовать. Преждевременный выход на пенсию провоцирует депрессивные признаки, особенно у мужчин.

Профессионализм

Ближе к середине века в развертывании профессионального цикла многих субъектов труда наблюдается достижения «плато».

Карьера — чудесная вещь, но она никого не может согреть в холодную ночь.

Профессиональное «плато» — остановка в построении карьеры личностью, стабильный период профессиональной деятельности с сохранением достигнутых достижений.

Представители среднего взрослого возраста обычно ценят свое должностное место, поэтому достижение профессионального плато позволяет отдохнуть от напряжения карьерных изменений. Кроме того, пятидесятилетних работников часто называют поколением руководителей, так как многие из них достигли стадии администрирования и может наслаждаться своими профессиональными достижениями.

Профессиональный аспект самореализации не всегда осуществляется только в положительном для личности векторе. Негативными последствиями для субъекта труда может стать формирование профессиональных деструкций.

Педагогическая профессия провоцирует целый «букет» деструкций: властность, авторитарность и агрессивность, догматизм, консервативность и лицемерие.

Примерами таких профессиональных деструкций являются:

  • синдром «эмпатийной усталости» врачей, которые становятся безразличными к страданиям больных,
  • синдром «асоциальной перцепции» работников правоохранительных структур, когда каждый человек воспринимается ими как потенциальный правонарушитель,
  • синдром «вседозволенности» у руководителей, которые нарушают этические нормы подчиненными, манипулируют ими.

Причинами появления профессиональных деструкций, как считает российский психолог Е.Ф. Зеер, могут быть как объективные факторы — неблагоприятная социально-экономическая ситуация, низкий имидж профессии, сложности профессиональной деятельности, так и субъективные.

VN:F [1.9.20_1166]
Рейтинг: +1 (из 3 оценок)
Категория материала: Бизнес и карьера, Психология Рубрика: 

Оставьте комментарий

Комментировать
*
© 2011-2017 Stimulas.ru — мотивация и развитие личности. Копирование разрешено только с активной ссылкой.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов