В период становления характера подросток находится в тесной связи с ближайшим окружением, внешней средой, культурой того общества, в котором находится ребенок. Развитие личности подростка – это сложный процесс, при котором немаловажное значение имеет психологическое состояние. Различные осложнения, поведение, которое обращает на себя внимание нарушением норм и общепринятых правил, с которыми сталкиваются родители и педагоги, — это не симптомы психического расстройства.
Девиантное поведение – это поведение, которое сопровождается различными отклонениями от нравственных и правовых норм. При этом отмечаются нарушения дисциплины, асоциальное и противоправное поведение, нередки случаи суицидальных попыток. Как правило, подросток реагирует именно так при возникновении сложных жизненных обстоятельств. Но девиантное поведение возникает не у всех подростков. Воспитание и социальное окружение играют при этом главную роль.
Когда подросток сталкивается с непониманием, с подавлением его самостоятельности, с откровенным высмеиванием своих недостатков, его реакция может быть агрессивной. У мальчиков 11-13 летний возраст является переломным, а у девочек – 13-15 летний возраст. В это время отмечается повышенное упрямство. Подросток находится в поиске себя, определяя свои способности и интересы. Но неуверенность в себе и комплексы порой преобладают.
Что подразумевается под поведенческими нарушениями детей и подростков:
- излишняя возбудимость;
- злопамятство;
- эмоциональная неустойчивость;
- склонность к фиксации отрицательных переживаний;
- склонность к тяжелым конфликтным ситуациям;
- совершение противоправных действий;
- социальная дезадаптация;
- возрастно-половые особенности поведения;
- претенциозность;
- вспыльчивость;
- расстройство сексуального влечения.
В среде педагогов и психологов часто обсуждается понятие «трудный ребенок». Но что влияет на личность, когда она превращается в «трудного подростка»? Что становится поводом для формирования сложного детского характера?
Трудности в семье, частые конфликты, недостаток внимание со стороны родителей – все это по отдельности, или в комплексе сказывается на развитии подростка. Семьи способны долго скрывать за внешним благополучием асоциальное поведение. Но когда с ребенком случается трагедия, обнаруживается и способ жизни близких для ребенка людей.
Семьи, в которых у подростка может сформироваться девиантное поведение:
- неполные семьи;
- семьи, где родители постоянно конфликтуют;
- семьи, ведущие паразитический образ жизни;
- семьи, у которых возникают периодически проблемы с законом;
- семьи, не имеющие объединяющих жизненных целей;
- семьи, в которых отсутствует уважение друг к другу;
- семьи, в которых употребляют алкоголь;
- семьи, в которых есть душевнобольные.
Как предупредить формирование девиантного поведения?
Как и при лечении заболеваний, легче проводить профилактику девиантного поведения, чем бороться с последствиями. Помощь подростку заключается в построении конструктивной, доверительной беседы. Подростка необходимо стимулировать к тому, чтобы общение длилось как можно дольше. Важно при этом искренне желание помочь, внимание и симпатия. Как считает Личко А.Е., доверительный разговор должен плавно смещаться в сторону руководства. Простые советы и терпеливое выслушивание проблемы должно легко меняться на дискуссию, побуждать к сопереживанию. Именно сопереживание должно стать ключевым при работе с трудными подростками. Ведь отсутствие сопереживания у работающего с подростком может быть расценено как полное безразличие к его внутреннему миру.