Главная идея мотивации – воодушевить. Мотивация к действию появляется из потребности что-то изменить. Поэтому целью руководителя является выяснить, что будет выступать движущей силой для каждого конкретного человека. Выявление потребностей – сложная, но благодарная задача. Четко выявленная причина сформирует конкретную цель, достижение которой и будет необходимым результатом.
Мотивирующими причинами могут быть:
- Материальный стимул (деньги или подарки);
- Внешняя субъективная оценка (похвала, признание);
- Карьерный рост;
- Творческий интерес;
- Работа на результат;
- Ориентация на лидера;
- Психологический комфорт (взаимоотношения с коллективом);
- Избегание неприятностей;
- Самореализация.
Все перечисленные критерии являются канвой стратегий мотивации. Эти ценности показывают, что важно для человека в определенный момент времени. Кроме того, они полностью должны соответствовать его убеждениям и взглядам. Эта форма поведения называется критериальным эквивалентом.
Но для того чтобы начать действовать одних только потребностей мало. Необходимо включить чувственное восприятие этих причин. Например, просто слово «путешествие» не подтолкнет к действиям. Но если прибавить описание, фотографии и подкрепить тем что все будет бесплатно, если… Именно это «если» и будет являться конечной целью. Такие сенсорные характеристики получили название субмодальности. Человек уже как бы «закодирован» на совершение будущего события и будет стремиться, чтобы оно произошло быстрее.
Мысленная репетиция не относится к стратегии мотивации, и хотя они очень похожи, главным отличием является то, что после такой тренировки человек может адекватно реагировать на любой поворот событий, возникающих в настоящей ситуации.
Сами стратегии мотивации связаны с очередностью мысленных действий, которые представляет себе человек для достижения какого-либо результата. Для этого вырабатывается четкий план действий, в который вплетается визуализация, т.е. создание в голове зрительных образов для рассмотрения мельчайших деталей. Этот способ помогает приблизиться к поставленной цели только через стимулирующие факторы.
Мотивация часто перестает действовать, если на пути достижения результата появляются препятствия и страх. Чтобы избежать таких проблем используются линии времени. Суть линий в том, что на каждое событие, происходящее в прошлом или настоящем, а также на то, которое будет происходить в будущем, создается своя ассоциация. И чем более вероятно свершение будущих событий, тем ближе они к линии будущего. Создав такие линии, человек сосредотачивается только на действиях, работающих в определенные периоды времени. Но для всех существует разное восприятие сроков, то есть одни за год могут совершить очень много действий, а для других он окажется слишком коротким.
Почти любая потребность со временем может преобразоваться в мотивацию, при этом возбуждается нервная система и дает человеку необходимые ресурсы для ее удовлетворения.