Общение как одна из насущных потребностей человека

Человек не может существовать вне социальной действительности

Человек не может существовать вне социальной действительности. Только включаясь в процесс практической деятельности, он обнаруживает свою социальную сущность, формирует социальные качества. Каждый человек выполняет определенные социальные функции: один учит, второй лечит, третий выращивает хлеб, четвертый строит дом. Менеджер, в частности, организует производство и направляет действия других людей на выполнение конкретных задач, обеспечивает материальные потребности людей. В процессе трудовой деятельности на человека влияют такие факторы, как общественный характер и форма организации труда, его предметное содержание, общественная значимость результатов, технологический процесс, возможность проявить себя и взаимодействовать с другими, общаться с ними. Общение с другими людьми, трудовая деятельность, удовлетворение человеком потребностей с помощью социальных институтов — это все разновидности его социальной деятельности. Поэтому можно сказать, что социальная деятельность характеризует процесс взаимодействия человека с социальной средой, его активность в использовании или преобразовании общественных отношений в целях удовлетворения необходимых для жизни потребностей.

Потребности — это требования, которые обнаруживают зависимость человека от того, что ему необходимо для жизни и деятельности. Они всегда отражают устойчивые жизненно важные зависимости организма от среды, а осознание человеком отсутствия чего-то приводит в нем к стремлению к соответствующей деятельности.

Голодный человек сначала будет искать пищу, потом строить жилье, заботиться об одежде. Если он в безопасности, то будет стремиться к деятельности, вызванной потребностью в социальных контактах, захочет чувствовать уважение со стороны окружающих. Потребности высших уровней не являются мотивами для человека. Если продолжительность жизни человека в среднем составляет 600 тыс. часов, то из них 400 тыс. он тратит на поддержание своего существования (еда, сон, обслуживание себя) и лишь 200 тыс. часов остается на реализацию свободного времени и того, что составляет смысл жизнь человека — на работу, учебу, самоутверждение и самоактуализацию, контакты с другими, общение. Большинство психологов называют такую потребность коммуникативной и считают, что она проявляется через стремление человека к пониманию его другими. Отсутствие коммуникативных умений и навыков выступает как следствие дефицита общения.

Общение как одна из насущных потребностей человека

Потребность в общении возникает в первые месяцы жизни ребенка, а уже на третьем году в нем отчетливо проявляется желание общаться с другими. В общении формируется характер ребенка, воля, чувства, способности, мотивы и социальные нужды, в частности, потребности во взаимодействии с другими людьми. Эти потребности остаются у человека важнейшими на всю его жизнь. Происходит переход от простых форм потребностей в эмоциональном контакте к более сложным — в сотрудничестве, интимно-личностном, деловом общении и т.д. Менеджеру следует внимательно наблюдать за другими людьми, чтобы понять, какие потребности движут ими. Однако следует помнить, что потребности со временем меняются, поэтому в принятые планы надо вносить соответствующие коррективы.

Потребности тесно связаны с мотивацией — процессом стимулирования себя и других (отдельного человека или группы людей) на деятельность, направленной на достижение определенных целей. Однажды прохожий увидел группу каменотесов и спросил у них: «Для чего вы работаете?». Один из каменотесов ответил: «Для того чтобы иметь пищу». Другой сказал: «Делаю это потому, что ничего другого не умею делать». Третий ответил, не думая долго: «Потому, что надо обтесать камень для стены». Четвертый, подумав немного, сказал: «Я хочу, чтобы меня уважали за то, что я умею это делать». А последний каменотес, взглянув вокруг, ответил: «Я хочу, чтобы здесь был построен удивительный храм». Так каменотесы связали свои потребности с мотивами труда. Мотивация — это внутренний психический механизм человека, который в соответствии с потребностью будто запускает целенаправленное поведение на ее удовлетворение. Она рассматривается как процесс выбора между различными возможными действиями, объясняет целенаправленность действия. Вступая в контакт с другими людьми, менеджеру важно уметь распознавать их мотивы общения. Эти мотивы могут быть такими: совпадающие (облегчают общение) и противодействующими (мешают эффективному общению).

Рассматривая потребности как начало деятельности, некоторые ученые придерживаются положения о единстве общения и деятельности. Одни из них считают, что общение и деятельность — две равнозначные категории бытия человека, другие понимают общение как одну из сторон деятельности и, наконец, есть взгляды, что общение является особым видом деятельности. Однако все отмечают, что процесс общения напрямую зависит от личностных свойств его участников.

VN:F [1.9.20_1166]
Рейтинг: +2 (из 2 оценок)
Категория материала: Мотивация Рубрика: 

один комментарий к "Общение как одна из насущных потребностей человека"

  1. VitekOsaX:

    В Испании нашли осиное гнездо размером с комнату. Осиное гнездо диаметром в семь метров находилось в одном из заброшенных домов Сан-Себастиан-де-ла-Гомера – оно занимало одну из комнат почти полностью!
    Это гнездо обнаружила полиция, которая приехала, отреагировав на жалобы соседей.
    Потом аномальное гнездо обследовали специалисты. Они заверили, что обычные осы никогда бы не стали строить такое гигантское сооружение.
    Скорее всего, предположили эксперты, это какой-нибудь мигрировавший вид, залетевший в Европу из Африки.
    По-видимому, африканским осам очень понравилось место, где их никто не беспокоит и где никогда не идут дожди.

Оставьте комментарий

Комментировать
*
© 2011-2017 Stimulas.ru — мотивация и развитие личности. Копирование разрешено только с активной ссылкой.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов