Качество мотивации зависит от источника, вызывающего побуждение. Самой эффективной и сильной считается внутренняя мотивация. У ребёнка она может возникнуть из-за любопытства, ради удовольствия и тяги к знаниям. Искренний интерес в таком случае является для ребёнка сильнейшей мотивацией и ему не нужен, какой-то внешний толчок в виде маминого напоминания. Когда существует собственный интерес или желание, обучение воспринимается, как особо важный процесс при котором, ребёнок может испытывать радость, дойдя до «золотой середины». В такие моменты не происходит не преуменьшение, не преувеличение своего потенциала и ребёнок просто целиком углубляется в учебу. Дети с «внутренним» стимулом стараются качественно выполнять домашнее задание, хорошо усвоив его, а не просто быстро сделать домашнюю работу.
Источник мотивации может иметь и иную характеристику. Например, ребёнок учит уроки по просьбе родителей, из-за денежного поощрения, подарков, уважения в классе и прочих других причин. Такая мотивация является слабовыраженной и не долгой, как только заинтересованность пропадает, желание к учебе тоже пропадает. Поэтому родителям постоянно приходится стимулировать и придумывать новые вознаграждения. Если ребёнка интересует только стимул, то выполнение задания будет не качественным и быстрым и такое обучение мало что даст вашему ребёнку. Временное действие стимула такое же, как и при угрозе наказания. Собственное формирование силы воли ребёнка не происходит с помощью внешней мотивации.
Помимо выше описанных мотиваций существует ещё одна «идентифицированная» мотивация. В этом виде мотивации ребёнок может совсем не испытывать интерес или удовольствие к учебе, но он учится самостоятельно старательно и усердно. Так, как конечный результат обучения в виде хорошего аттестата очень важен именно ему, ведь с помощью него он сможет поступить в нужный ему вуз для получения профессии, возможно о которой он мечтает. Было доказано, что дети которые, понимают для чего учатся, имеют более высокий уровень обучения. Они знают, что знания полученные в школе, помогут при поступлении в высшее учебное заведение и вообще в дальнейшей жизни.
Основанием любой мотивации является влияние окружения. Другие люди являются самым лучшим стимулом для человека. Ведь когда в семье нежные и добрые отношения и уют в доме, только тогда дети чувствуют себя уверенными и защищёнными. Именно в таких условиях происходит здоровое развитие ребёнка, формирование самооценки, что является важной основой мотивационной системы. Внимание и признание со стороны других людей, является основной потребностью. Абсолютно каждый человек, хочет сам чем-то заниматься, ощущая себя способным, востребованным и любимым. Воспитание родителей, общение и отношения с другими людьми помогают ребёнку восполнить эти потребности и заложить фундамент серьёзного отношения к трудолюбию и жизни вообще.