Добро и зло – что может быть более абстрактным и непостижимым для человеческого разума? Какова природа этих понятий? Как они соотносятся в бесконечно познаваемом мире? Тысячелетиями предпринимались попытки осмысления, противопоставления этих двух самых несоизмеримых из возможных величин.
Языческая философия могла использовать их для оправдания достижения удовольствия в бренном мире. Средневековые мыслители занимались поиском доказательств бытия Божия. Но были такие, кто ничуть не сомневался в существовании сверхчувственных энергий, способных преобразить человеческое естество, возвысив его до состояния святости. А святым не свойственно ошибаться.
Пока одни философы совершали мучительный выбор между чувством долга и правом на счастье, другие напряженно ждали сошествия благодати, способной растворить извечные вопросы в море Божественной любви. Большинство христианских мыслителей не подвергали сомнению библейскую истину о грехопадении. Они видели причину всех бед, постигших человечество, в нарушении людьми заповеди о послушании Создателю. Прекрасное и совершенное древо познания послужило началу распада, явившись соблазном. Раз вкусив этот плод, люди уже не могли остановить центробежную силу, отдаляющую их от источника жизни.
Уже в начале XVIII столетия развитая философская мысль Европы не придумала ничего остроумнее и хитрее, как взвалить всю ответственность за несовершенство мира на его Творца. В этом занятии преуспели очень многие мыслители «просвещенного» века. Чуть позже нашлись те, кто лишился рассудка, пытаясь побороть симптоматический сон разума. Но даже эти чудовищные жертвы не в состоянии были пролить свет на сущность двух основополагающих понятий.
Развиваясь, совершенствуясь в человеческой природе, добро проходит различные стадии изменений. Зло познается в разрушительном воздействии на Вселенную. Оно не имеет сущности и поэтому вторично. Человек — единственное существо, которому открыта возможность размышлять и делать осознанный выбор. Дразня ум, понятия добра и зла до сих пор несут соблазн любителям пофилософствовать.
Очевидно одно, – добро упорядочивает, зло сеет хаос. Человеческое сердце остается полем битвы, где люди пытаются обрести гармонию и найти истинную справедливость. Недостаток добра в человеке восполняет Бог – высший источник, исцеляющий поврежденную структуру личности.